Мы все как бы пьяны, только каждый по-своему…
Венедикт Ерофеев
В одном из комментариев я прочитал,
что поэма в прозе «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева не имеет ничего общего
с литературой. Ну что ж, каждый может выразить свое личное мнение при условии,
что он это прочел. А то выйдет, как с Пастернаком: не читал, но осуждаю. У меня
же по поводу Ерофеева в частности и литературы с искусством вообще есть свое,
единственно правильное мнение: к искусству имеет отношение только то, что
рождено душой и для души, что невозможно удержать в себе, чем надо поделиться,
но не с публикой – с собой! И для себя все это пишется, тогда это искусство! А
то, что создается на потребу, в угоду, в рамках, к дате и во имя, а также по
инерции, когда уж исписался, – все это отношения к искусству не имеет!
Покончив с увертюрой, обратимся
непосредственно к поэме. Такого погружения в себя давно я не встречал! Любимый
мною Достоевский проникает в психологию своих героев ничуть не хуже, но у него
героев много, он титан. А тут, по большому счету, всего один герой, но как глубоко
и реалистично, как выразительно выписан его образ! Это целая вселенная внутри
одного человека, вселенная которую нельзя понять, не слившись с нею, а если
слился, то остается лишь принять – принять ее такой, как есть. А Петушки? «Петушки – это место, где не умолкают птицы,
ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни
летом не отцветает жасмин. Первородный грех
– может, он и был – там никого не тяготит. Там даже у тех, кто не просыхает по неделям, взгляд бездонен
и ясен...»
У каждого в жизни есть свои
Петушки – место, где дышится свободно и легко, где все поголовно ходят в белых
штанах, где поневоле сам становишься поэтом. Для меня таким местом стал Коктебель,
для Остапа Бендера – Рио-де-Жанейро, для Хемингуэя – Париж. Для Венички именно Петушки
были настоящим раем на земле. Попасть в этот рай, на первый взгляд, совсем
несложно – обычным поездом от Курского вокзала. На этом, собственно, и строится
весь нехитрый сюжет поэмы: Веничка едет из Москвы в Петушки, чтоб повстречаться
с «белобрысой дьяволицей» с бесстыдным
взглядом и «рыжими ресницами, опущенными
ниц», с косой от попы до затылка, а иногда бывает, что, наоборот – с затылка
и до попы – тут как пойдет. А шло у Венички пусть не всегда легко, но беспрерывно,
конечно, если было, что принять. Тут главное – не очутиться в безвременье, которое
так много седины добавило нам всем: «О,
эфемерность! О, тщета! О, гнуснейшее, позорнейшее время в жизни моего народа –
время от закрытия магазинов до рассвета!»
Как близко и понятно любому
русскому то состояние, что приходит всякий раз в ночь с пятницы на понедельник!
И пусть оно настигло Веничку уже в четверг – не суть. Когда оно кого-то
посещает – теряется и время и пространство, теряется частенько даже тот, к кому
оно пришло. Так потерялся и Веня на Садовом кольце, не попав на Курский вокзал
и не увидев Кремль. Но что там Кремль, когда наутро на перроне тебя придет встречать
она – «любимейшая из потаскух»: «Она вся соткана из неги и ароматов. Ее не
лапать и не бить по ебалу – ее вдыхать надо». Да вот беда, высокая поэзия
(«бить по ебалу» – это ж высоко!)
частенько с перепою разбивается о прозу жизни: «Она мне прямо сказала: "Я хочу, чтобы ты меня властно обнял
правою рукою!" – а я уже так набрался, что не только властно обнять, а
хочу потрогать ее туловище – и не могу, все промахиваюсь мимо туловища...»
Как это все знакомо! Не только
Веничка такое пережил. Но на свиданье все же лучше ехать трезвым: «Я ведь не знаю, где она живет. Я попадал к
ней двенадцать раз, и все какими-то задворками, и пьяный вдрабадан... Как
обидно, что я на тринадцатый раз еду к ней совершенно трезвый».
Действительно, обидно! Это ж надо: ехать к девушке, всего-то-навсего приняв с
утра «сначала 150 грамм российской, потом
500 кубанской, 150 столичной, 125 перцовой и 700 грамм ерша»! Сомненья нет:
конечно, трезвый! А всё из-за того, что ехал в несчастливый раз. Но для нас,
читателей, тот раз оказался удивительно счастливым. Иначе как бы мы узнали, что
потреблял строитель коммунизма? Да никак! А тут – бесценный кладезь мудрости народной
и смекалки. По ходу дела Веничка знакомит нас с секретами приготовления коктейлей
из одеколона, денатурата, лака и других пленительных веществ, причем делает он
это исключительно подробно, ведь «жизнь
дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах». «Дух Женевы», «Слеза комсомолки» и, наконец, «напиток, затмевающий все» – коктейль «Сучий
потрох»: «Уже после двух бокалов этого коктейля
человек становится настолько одухотворенным, что можно подойти и целых полчаса
с полутора метров плевать ему в харю, и он ничего тебе не скажет».
А какие начитанные и одухотворенные
попутчики у Вени: «Я, например, пью
месяц, пью другой, а потом возьму и прочитаю какую-нибудь книжку, и так хороша
покажется мне эта книжка, и так дурен я кажусь сам себе, что я совсем
расстраиваюсь и не могу читать, бросаю книжку и начинаю пить, пью месяц, пью
другой...» Такой и выслушает внимательно и оценит по достоинству всю силу
Вениной мысли, а проникшись, может и вопрос задать – глубокий, сокровенный: «Вот вы много повидали, много поездили.
Скажите: где больше ценят русского человека, по ту или по эту сторону Пиренеев?».
А Веня тут ему как на духу и выдаст: «Никто
в мире не хочет с нами заводить ни дружбы, ни ссоры. Все отвернулись от нас и
затаили дыхание». Но что нам этот мир, в котором продается все и покупается! Мир чистогана, где притаившись исподлобья
смотрят хищные глаза. «Зато у моего
народа – какие глаза! Они постоянно навыкате, но – никакого напряжения в них.
Полное отсутствие всякого смысла – но зато какая мощь! (какая духовная мощь!)
эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы ни
случилось с моей страной – эти глаза не сморгнут. Им все божья роса...»
Литература и политика, история и
музыка – какие высокие материи обсуждаются в дорожных разговорах! А собеседники
– какая глубина, какая сила интеллекта! Достигнув апогея, дискуссия плавно переходит
на философские темы, и меркнут прочие науки и искусства в сравнении с наукой
всех наук. Философия поднимает планку вагонного спора на невиданную доселе высоту
– все зависит от расстояния и от объема, принятого внутрь. Дорогу из Москвы до
Петушков, к примеру, можно смело приравнять к магистратуре, а если с Веничкой
придется ехать дальше, к Приморью можно и членкором стать. А как легко
попутчики цитируют великих, как будто пили с ними лично брудершафт! «Вот еще Гегель был. Он говорил: "нет
различий, кроме различия в степени между различными степенями и отсутствием
различия". То есть, если перевести это на хороший язык: "кто же
сейчас не пьет?"». И пьют они «горячо
и открыто, как венцы творения, пьют с сознанием собственного превосходства над
миром... транс-цен-ден-тально!» (Кант
заворочался в гробу).
Известно, что духовное начало у
русского человека превалирует над материальным. Особенно это заметно в тот
момент, когда материальное начало начинает подходить к концу. Именно тогда
рождаются философские мысли, достигающие высот античной драмы: «Человек не должен быть одинок... Человек
должен отдавать себя людям, даже если его и брать не хотят». А следом
наступает фаза покаяния, и Веничка уже не с попутчиками, а с нами говорит сквозь
время и пространство: «Я не знаю вас,
люди... но мне есть дело до вас: меня занимает, в чем теперь ваша душа, чтобы
знать наверняка, вновь ли возгорается звезда Вифлеема или начинает мерцать...»
В кого только не перевоплощались
бесы похмелья на многотрудном Венином пути из Москвы в Петушки. Поначалу они
были ангелами, белыми и чистыми, по мере «усугубления» оборачивались разными
историческими персонажами и мифическими героями, пока в конце концов не
превратились в демонов. И овладели Веней демоны и распяли они его, и ангелы над
ним смеялись, а бог молчал, и было это все не в Петушках. Не добрался Веня до
своего рая, не вместила душа его всего того, что в этот раз ей суждено было
принять. Не выдержав, отделилась она от тела и улетела в небеса, превратившись
в бессмертные строчки его поэмы, а несчастное тело его демоны похмелья из рая
на земле перенесли обратно в ад. «Кремль
сиял передо мною во всем великолепии... Не
Петушки это, нет!.. Если Он навсегда покинул землю, но видит каждого из нас, –
я знаю, что в эту сторону Он ни разу не взглянул... А если Он никогда моей
земли не покидал, если всю ее исходил босой и в рабском виде, – Он обогнул это
место и прошел стороной... Нет, это не Петушки! Петушки Он стороной не обходил.
Он, усталый, почивал там при свете костра, и я во многих душах замечал там
пепел и дым его ночлега. Пламени не надо, был бы пепел...»
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.