Все-таки прочел я роман
Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» – надо
же чем-то занять себя в этой вечности – и был немало удивлен той простоте и
душевности,
что отличают его от более поздних опусов писателя. В ЧиПе нет ни вампиров, ни
рептилоидов, ни айфаков, ни даже вездесущих масонов – есть лишь простые люди,
живущие, правда, в непростое время (точнее, в двух временных пластах – в начале
и в конце двадцатого века) и в еще более непростой стране: «у нас же страна
зоной отродясь была, зоной и будет», как мило охарактеризовал ее Пелевин. «Даже
если допустить, что власть в этой страшной стране достанется не какой-нибудь из
сражающихся за нее клик, а просто упадет в руки жулья и воров... то и тогда
русский интеллигент... побежит к ним за заказом» – обозначил автор роль
придворных писателей и режиссеров в нынешней России. Рецензию на ЧиП писать не
буду, отмечу только огорчившую меня аллюзию, да что там аллюзию – банальный
пересказ эпизода из голливудского блокбастера «Правдивая ложь», как будто
автору не хватило фантазии выдумать что-то более оригинальное!
Ну да ладно, с
фантазией, как оказалось позже, у Пелевина все в порядке, что демонстрирует его
iPhuck 10, перенесший меня с более или менее реального ЧиП-корабля на совсем уж виртуальный е-бал. Доподлинно не знаю, какие вещества использует писатель, но выдумать роман, где действующими
(думающими, разговаривающими и даже совокупляющимися) лицами будут компьютерные
программы – это что-то! Причем единственный живой персонаж во всей книге – Мара
– оказался еще более заалгоритмизированным, чем остальные алгоритмы – герои
романа. Вот уж где Пелевин дал волю своей фантазии! А еще иронии и сарказму,
направленному одновременно на все сферы жизнедеятельности человека – на
социально-политическое устройство общества («велферленды – это... поселения,
где освобожденные от всех форм эксплуатации афроамериканцы свободно
самовыражаются и делают, в общем, что хотят... Задач у обитателей велферлендов,
по большому счету, две: рожать со скоростью, нейтрализующей любую электоральную
угрозу, и голосовать за выделяющих велфер левых, которые благодаря этому
держатся у власти»), на мораль («с добром и злом тоже начались проблемы – от
имени добра стали говорить такие хари, что люди сами с удовольствием официально
записывались во зло»), на «фальшивую философию и удивительно лживое, никчемное
и дурное искусство», секрет которого в том, что «окончательное право на жизнь
ему дает – или не дает – das Kapital. И только он один».
Но особенно досталось в
этот раз Голливуду, штампующему апдейты
и апгрейды, натыренные по мелочам из чужого контента. «Айкинематографу»
присущ «полный отказ от всего, что может хоть ненадолго задержаться в
умственном кишечнике... Сознание потребителя должно оставаться пустым и готовым
к немедленному приему нового продукта». А продукты описанный в романе «энтертейнмент»
выдает весьма развесистые. Взять хотя бы рекламу: «Если судить о далеком
седалище Ебанка по приходящим оттуда роликам, то Лондон – это такое место, где
вокруг радужно горящих стеклянных башен круглыми сутками ходят счастливые мультихороводы,
и трансгендер с Ямайки помогает индиджинос полинезийцу под благожелательным
взглядом дисэйбэлд аутиста смазать орифайсы коммунального андрогина
рециклированным лубрикантом для одновременной тройной пенетрации... В общем,
одна большая, солнечная и счастливая polygender restroom».
Да, у автора, без
сомнения, богатый язык – великий и
могучий, но, боюсь, уже не русский, от души исковерканный космополитической культурной аурой. Он
сам его определяет, как «лингводудос», суть которого в создании и использовании
«языковых конструктов, не отражающих ничего, кроме комбинаторных возможностей
языка, с целью парализации чужого сознания. По сути это лингвистическая
ddos-атака, пытающаяся "подвесить" человеческий ум, заставляя его
непрерывно сканировать и анализировать малопонятные комбинации слов с огромным
числом возможных смутных полусмыслов». Вот так вот! А немногочисленных, но
смелых критиков своих нетленок Пелевин сразу же ставит на место: «Все блестящие
специалисты по чужому творчеству оказываются... ничтожны в качестве творцов –
более удачливые предшественники навсегда хакнули их головы, и оттуда теперь
идет только вонь и дым». Чтоб даже и не думали!
И еще: iPhuck 10, как и прочие творения Пелевина, густо замешан на сексе со всеми возможными его вариациями и девиациями. И тут уж приводить цитаты я не стану, ибо роман целиком представляет собой одну большую секс-цитату – «настоящий гимн всем видам соития, когда-либо существовавшим в живой природе за последний миллиард лет».
07.10.2018
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.