КАИН
И АВЕЛЬ.
(рассказ.)
«Спустя
несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также
принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и
на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло
лицо его».
- Ты убил брата своего! – Громыхнуло небо.
-
А что мне было делать? – Упавшим голосом спросил Каин. – Ты же отверг дары мои.
Каин,
задрал голову и посмотрел на грозное
небо, а потом с какой-то упрямой решительностью продолжил:
-
Ты думаешь, мне просто было горбатиться на поле с ранней весны до поздней
осени? Просто? От пота своего, как и завещано было тобой, по проклятию моих родителей, добыл я жертвы
бескровной, а ты предпочел жертву кровавую, жирную, жертву брата моего, так от
чего же ты, не принимаешь его крови и плоти? Разве она хуже, чем кровь и плоть
от первенцов стада его? Я исправился и принес самую дорогую для меня жертву –
брата единоутробного, а ты вызверился на меня? За что?
- За что? За
что? – Несколько раз спросила кукушка, только что отложившая своё яйцо в гнездо
синички.
- Ш-ш-ш што? –
Прошелестела черная змея возле его ног.
- Кто ты
такой? Разве ты был, когда я сотворил землю и небо? Разве я обязан отвечать
тебе? Разве горшок отвечает гончару, когда тот разбивает его?
- Тогда тебе
ни чего не остается делать, как «разбить меня». – Уныло сказал Каин, - К тому
же взращивание злаков и плодов на земле, в которой мало тука, занятие
изнурительное. Так что лучше будет, если ты разобьешь меня.
- Нет, я сделаю
так, что земля твоя станет тучной от крови брата твоего, но ты не будешь иметь
доли от этого тука, ибо везде тебя станут гнать и говорить: «Вот тот, кто убил
брата своего». И станет имя твое нарицательным для каждого, кто предаст брата
своего.
- Не в Твои ли
руки станут предавать братьев своих? Как
я, не в жертву ли Тебе убил брата своего и только по малодушью своему не смог сразу
признаться в этом?
- Всё в руки
мои, но не все руками моими. – Ответило ему Небо.
- Я догадывался о таком ответе, поскольку часто
слышал, как отец ругал мою мать за то, что она соблазнила его плодом с дерева
познания Добра и Зла.
- И она,
конечно, как всякая женщина, оправдывалась тем, что если бы я этого не хотел,
то и самого дерева такого в раю не было бы? Ведь верно?
- Еще бы! Ты
все обо всех знаешь! Нам негде укрыться
на земле от взгляда Твоего, чтобы не чувствовать на себе его тяжести.
- А разве
сорная трава может укрыться от твоего взгляда, на поле твоем? Нет. А если она
произрастет и даст семя, то это вопреки воле твоей и желанию и потому такую
траву зовут - «травой противления». Но
ты не бойся. Кто поднимет руку на убийцу брата своего, с того я спрошу всемеро
раз больше.
- Велик Бог! –
Вскричал Каин и упал на лицо своё, ибо уразуметь сказанное Господом Богом не
может ни один смертный.
* * *
Мастер отодвинул листок бумаги на самый краешек стола
и посмотрел на автора. Лицо автора
расплывалось радужным пятном. Мастеру врачи запретили читать, но он постоянно
нарушал запреты. Он говорил: «Жить – это значит переступать через чего-либо,
или кого-либо. – И пояснял, что порядочный человек отличается от негодяя только
и исключительно тем, что всегда переступает через себя».
- Не больше ты сказал, что уже было сказано в Библии.
– Вымолвил Мастер в сторону расплывшегося радужного пятна.
- Но и не
меньше. – Ответил автор.
- Не меньше, - согласился Мастер, - но все-таки и не
больше.
- Это плохо? – Спросил автор, уже предугадывая ответ.
Но Мастер,
неожиданно, ответил вовсе не так, как обычно отвечают все мастера, начиная от
гранильщика стекляшек и заканчивая каким-нибудь следователем, и уж тем более не
так, как отвечают мастера художественного слова.
- Не знаю. –
Сказал он и сделал усилие разглядеть лицо автора. Мелькнуло что-то: – Как Вы молоды. - Сказал Мастер.
Автор думал о себе иначе: «Как я стар!» Мне уже
тридцать лет!» - Однако автор был воспитанным человеком и потому спросил: «Ну,
если Вы не знаете, то кто же еще может знать?»
- Ни кто. – Ответил Мастер и улыбнулся виновато,
словно и на самом деле чувствовал себя виновным в том, что не знает, а казалось
бы, еще только вчера знал решительно все ответы на такие вопросы..
- Что же мне делать? – Спросил автор, поднимаясь со стула.
- Сделайте из
этого листка бумаги кораблик и пустите его в плаванье, – ответил Мастер. – Я, в молодости, из таких листков
бумаги делал самолетики и пускал их в полет из окна своей комнаты на восьмом
этаже.
На веранду, где состоялась встреча автора с Мастером вышла
жена.
- А она совершенно, ну совершенно не похожа на
Маргариту. – Подумал автор и сам удивился тому, откуда бы ему знать, про то,
какие жены бывают, или должны быть у мастеров.
Мастер поспешно, даже суетливо встал и, не говоря ни
слова автору, даже не кивнув ему на прощание головой, ушел, увлекаемый женой.
Было стыдно и неловко, а вот от чего и за что было стыдно, автор ни как не мог
понять.
Глухо хлопнула
тесовая дверь калитки за спиной
автора. Порыв ветра взметнул перед его ногами пыль и через секунду на лицо упал
листок бумаги. Это был тот самый листок,
который он осмелился дать прочитать Мастеру, поскольку его предупреждали, что
нельзя Мастеру читать большие вещи. Уже нельзя.
- Может и правда, - подумал автор, – следует сделать
из этого листка «бумажного голубя» и пустить его на волю ветра? Но громко и
вслух сказал: «По правде говоря, то все мы потомки Каина и больше всех те, кто
ни к чему не может прилепиться раз и навсегда. Раз и на всегда… До самой
смерти, а все ищет и ищет? Чего?
Он шел по дачной дороге, утопающей в запахах сирени и
черемух и это –«чего?» ни как не выходило из головы. Не выветривалось. В
полупустом автобусе вдруг ожгла мысль:
- Удивительно, от чего она раньше не пришла в мою
голову? – Спросил себя автор, «пережевывая», а скорее – «переживая» эту мысль. -
Ведь это так очевидно: Каин ищет, чтобы
Господь принял его бескровную жертву, но даже у Авраама Господь потребовал
вместо сына - кровь и жир…
- Тучные земли» – это ведь земли переполненные тленом!
– Промелькнула и обдала жаром мысль и следом другая: – Неприкаянность, есть
невозможность бескровной жертвы? Так что ли? Авель мертв, а мы все потомки
Каина, потому и Отечество моё – земля крови и тука отцов моих – залог её
плодородия? Отечество требует
жертвенности. Патриотизм – это и по словарю: «готовность пожертвовать собой».
И опять что-то не связывалось, распадалось на отдельные фрагменты,
частности.
- Нет – это правильно, - сказал он вслух, - уразуметь
сказанное Господом Богом не может ни один смертный. И вместе с тем… Вот именно! И «вместе с тем…» И так до скончания рода человеческого. Вот почему Мастер сказал: «Не знаю».
Бумажный голубь, выпущенный в окно автобуса, попал в полосу турбулентности и был смят
воздушным потоком, и выброшен за обочину дороги. Белый и жалкий комочек
мелькнул и, пропал.
Мелькнул и пропал, как тот человек, которого я назвал автором, но
который так и не стал мастером. Не стал, ибо не хватило у него дерзости для сотворчества с Богом, а быть копировальщиком
он не захотел. А может, его остановило «не знаю» мастера?
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.