Какие эмоции у вас вызвала эта публикация?

Улыбка
0
Огорчение
0
Палец вверх
0
Палец вниз
0
Аплодирую
0
Рука лицо
0

24.07.2021 - 11:03:18

“36. Человек в океане”


Отрывок из романа «Новые кроманьонцы»

 

Действующие лица:

Георгий Евгеньевич  Раковский (возраст - слегка за 40 ) – космонавт, космобиолог (опекун Саши).

Рита – жена Георгия (около 40-ка лет) – космонавт,  космобиолог.

Александр Губерт (Саша) – подросток 17-ти лет, дальний родственник Евгения Робертовича. 

Валера и Женя – дети Георгия и Риты (18 и 16 лет).

 

 

США, Флорида, вилла Раковских.

Следующая неделя, как и предыдущая, началась с занятий в школе. Саше опять не повезло с математикой и пришлось остаться на шестой час. Но зато после обеда сбылась его мечта поплавать с аквалангом. Это оказалось совсем несложным делом. Георгий Евгеньевич показал, как надо пользоваться аппаратом, дал подышать на воздухе, потом Александр погрузился на полметра у берега, освоился немного, пуская гирлянды пузырей, и пошёл глубже. Рядом плыли Георгий Евгеньевич, Валера и Рита. Георгий держал Сашу за небольшой страховочный конец, пас как козлика на верёвочке - заметила Женя. Саша же орудовал большим водолазным ножом, отдирая от камней мидии, и бросал их в сетку. Этих моллюсков принимали на берегу для нужд ресторана за небольшую плату.  Валерий гонялся за крабами, которые ценились гораздо выше. Женя плавала по поверхности с маской и наблюдала за четвёркой водолазов копошащихся внизу. Дедушка, Евгений Робертович, сидел в катере и принимал "дары моря".

Через полчаса Александр совершенно адаптировался и мог уже свободно ориентироваться и даже крутиться под водой. Он ощущал полную свободу и невесомость. Создавалось впечатление, что он стал птицей и парит над этими камнями, рифами, песчаным дном. Он летал наяву, и рядом с ним летали его друзья. Он ощущал себя властелином океана, человеком-амфибией, Ихтиандром. Только когда он переворачивался на спину и смотрел на далёкую переливающуюся и сверкающую на солнце поверхность, ему становилась немного не по себе. На такую глубину он никогда ещё не опускался.

Они находились вблизи скал Фой, до которых домчались на водных лыжах. Всю дорогу Саша пытался крутить виражи, и получалось у него совсем неплохо. Валере удавалось это несколько хуже, а Женя ещё не решалась крутить и просто глиссировала за катером. Зато, достигнув скал, она, наконец, отвела душу, забравшись на первую же из них, не очень высокую, но крутую.

- Женька, слезай! А то в лоб получишь! - крикнул Валера. - Без страховки нельзя!

Женя осторожно слезла.  Валера поймал её внизу и легонько щёлкнул по лбу. Женя вырвалась от него и с разбегу прыгнула в воду. Брат покачал головой: - Вот чёртова девка! Ей бы парнем родиться.

После подводной прогулки все сидели на гладкой тёплой поверхности камня и разбирали добычу.

- Дядя Жора, а я слышал, что есть такие акваланги, которые добывают воздух прямо из воды. В них можно плавать сколько хочешь.

- Верно, есть такие аппараты. Но это не акваланги. В аквалангах открытая схема дыхания. Выдыхаемый воздух выбрасывается в воду. Из-за этого большой расход сжатого воздуха. И хоть баллоны акваланга набиты до 600 атмосфер, всё равно его хватает на 2 - 3 часа. В зависимости от глубины погружения и интенсивности дыхания. А аппараты, о которых ты говоришь - замкнутого цикла. Там используется для дыхания чистый кислород, который добывают прямо из морской воды.

- Как это?

- Очень просто. Вода небольшим моторчиком постоянно прокачивается  через специальные мембраны, которые работают как жабры у рыб. Кислород, растворённый в воде, собирается в дыхательный мешок, а оттуда попадает в лёгкие водолаза. Обратно выдыхается тот же кислород, но уже с примесью углекислого газа. Углекислый газ поглощается другими мембранами и растворяется в воде, а новая порция кислорода поступает из воды в мешок.

- Так это аппарат вечный? - спросил Александр.

- Нет, не вечный. Во-первых, надо периодически заряжать аккумуляторы в аппарате, питающие моторчик. Во-вторых, мембраны надо периодически очищать. И потом, с таким аппаратом можно плавать только на глубинах до 12-ти метров. На больших глубинах чистый кислород становится вредным для дыхания. Там его разбавляют азотом или гелием, которые при дыхании не расходуются, а только поддерживают нужное парциальное давление кислорода.

- Ясно, - произнёс Александр, хотя он не очень понял, что такое парциальное давление. - А я думал, что человек с таким аппаратом может жить под водой как рыба.

- Нет. Для длительного пребывания человека под водой созданы другие аппараты. Они используются со специальным снаряжением для плавания. Это костюм типа "дельфин". В нём человек действительно похож на дельфина. Костюм этот эластичный и "поддут" изнутри водой, благодаря чему он упругий как футбольный мяч. Вода постоянно подкачивается микропомпой, а в качестве движителя используется хвостовой плавник, который повторяет движения ног водолаза, усиленные гидроприводом. Источником энергии служит водород, находящийся в баллоне. Он соединяется с кислородом, добываемым из морской воды. Это происходит в специальных топливных батареях. Костюм,  движитель и энергоустановка - это единая система, обеспечивающая обогрев, движение и дыхание водолаза. В нём водолаз может находиться более суток и плавать со скоростью до восьми узлов.

- А как же он ест, пьёт? - спросил Александр.

- Ест и пьёт он из специальных тюбиков, в которых находится жидкая или пастообразная пища. Тюбик подсоединяется к специальному штуцеру, водолаз берёт губами "соску", нажимает на тюбик и выдавливает его содержимое в рот.

- А как же он, извините, справляет нужду?

- Всё предусмотрено. В костюме имеется специальное гальюнное устройство и трубки для вывода мочи и кала. На пенис надевается специальный чехол, а в прямую кишку вводится пластиковая трубка, оканчивающаяся резиновым шлангом. Водолазу дают слабительное, и он свободно опорожняет кишечник под водой.

- А как же он так долго находится в морской воде? - спросил Валерий. - Ведь кожа у человека уже после нескольких часов начинает размокать и облезать.

- Так сам-то водолаз находится в специальном непромокаемом комбинезоне, да ещё и вентилируемом. Это только верхний костюм "дельфин" накачан водой, чтобы обеспечить хорошую обтекаемость.

- А руки у него тоже в костюме?

- Нет, руки выведены через специальные рукава наружу и снабжены герметичными перчатками. Водолаз может пользоваться различным инструментом, у него есть фонарь, гидроакустические и навигационные приборы. Так что под водой он чувствует себя как рыба в своей родной стихии.

- И что же они делают в таких костюмах? - спросил Александр.

- Много чего. В них можно погружаться на глубины до 300 метров, а нырять – до 500. При этом для дыхания используется водородно-кислородная смесь, в которой кислорода содержаться доли процента. Водолазы выполняют спасательные и судоподъёмные работы, монтаж подводного оборудования, подводных баз, камер, обслуживают подводные нефтегазопромыслы, занимаются геологоразведкой и прочее. Это по сути дела подводные космонавты, а вода для них - гидрокосмос, который мы сейчас успешно осваиваем.

- А как же декомпрессия? - спросил Валерий. - Ведь с таких глубин надо очень долго подниматься на поверхность, иначе закесонишь - кровь водолазов перенасыщена водородом.

- Опасность кессонной болезни невелика. Ведь водолазы поднимаются не на поверхность, а в специальные подводные камеры - базы, в которых живут длительное время под повышенным давлением.

- Даа… - мечтательно произнёс Александр, - поплавать бы в таком костюмчике! А где они продаются?

- Они выдаются только специально обученным акванавтам. Мы могли бы их увидеть в Ки-Уэсте, если бы посетили Центр подводных технологий. Там много всякого интересного. Глубоководные подводные роботы, макеты подводных баз, подводное оборудование для добычи полезных ископаемых: экскаваторы, бульдозеры, грейдеры. Подводные вагоны, которые сами всплывают на поверхность с рудой.

- Как это сами всплывают? - не понял Саша.

- А так. Стоят, стоят на рельсах, а потом раз, и пошли наверх вместе  с грузом.

Александр недоуменно посмотрел на Георгия Евгеньевича, не зная, шутит он или говорит правду. Тогда Раковский пояснил.

- Я же рассказывал тебе про специальные селективные мембраны, которые добывают кислород из морской воды?

- Ну...

- Так вот эти самые мембраны постепенно, литр за литром, наполняют газами, растворёнными в воде, мягкие понтоны, которые прикреплены к вагонам. Работают они без подвода энергии извне, только за счёт конвекции воды и разности давлений. Процесс идёт довольно медленно, но, в конце концов, вагон всё же всплывает на поверхность. А там его уже ожидает морской буксир, который делает сцепку из таких вагонов и тащит её по морю до ближайшего порта. Потом вагоны ставят на рельсы и гонят по железной дороге или цепляют к аэровозу. Так что с глубины в 2000 метров они попадают на высоту 2000 метров.

Саша удивлённо покачал головой.  - А затонувшие корабли так можно поднимать?

- Конечно. Их тоже обвешивают понтонами с помощью подводного аппарата. Затем размывают грунт под ними мощными брандспойтами и со временем, через год - два они самостоятельно всплывают. Океан сам отдаёт людям свои трофеи.

- Жаль, что мы не посетили этот Центр подводных технологий, - сказал Александр.

- Ничего страшного. Если тебя это интересует, посмотри специальные передачи по телевизору. А ещё лучше загляни в Интернет. Там много страниц посвящённых земным, подводным и космическим технологиям.

- Надо будет полазить по Интернету, - согласился Саша.

В тот же вечер ему удалось отыскать в Интернете нужные сайты. Вместе с Валерой они закрылись в детской комнате и стали смотреть. Александр увидел громадные, похожие на танки подводные бульдозеры, подводные роботы с мощными водяными пушками, которые дробили породу струёй воды, огромные шагающие экскаваторы. Они захватывали её из отвалов и грузили в вагоны.

Под водой были проложены железные дороги, и подводные локомотивы медленно ползали взад и вперёд, светя мощными прожекторами. На глубине  были целые поселения из подводных камер. На них то и дело садились или с них всплывали подводные аппараты, везя рабочих к месту выполнения работ и обратно. Аппараты  пристыковывались к подводной технике, и та оживала, начинала двигаться, работать.

"Даа, - подумал Александр, - здесь столько интересного, а я совершенно ничего не знал об этих машинах. Надо будет почаще заглядывать в Интернет".

 





Категории: