Какие эмоции у вас вызвала эта публикация?

Улыбка
0
Огорчение
0
Палец вверх
0
Палец вниз
0
Аплодирую
0
Рука лицо
0

30.03.2023 - 17:58:56

“Визирь.”

 

Визирь.

События, о которых я хочу рассказать, происходили очень  давно, в 2665 – 2645 году до нашей эры в Древнем Египте, во время правления фараона Джосера.

На память об этих далеких веках нам осталась легенда об одном человеке, которого называли Леонардо Да Винчи Древнего Египта.

Этой личностью был визирь фараона по имени Имхотеп.

Многогранно и разносторонне развитая личность, чиновник и ученый, который оставил нам календарь, которым мы пользуемся по сей день, а также знаменитые пирамиды, и много чего другого.

Заваривайте чай, не забудьте про конфеты и варенье – кто что любит, и готовьтесь слушать.

В те времена Египтом правил фараон Джосер, а правой рукой его и главным помощником был визирь Имхотеп. В наше время он бы назывался премьер – министром.

В своих храмах жрецы обустраивали больницы и школы, вели учет и занимались наукой, оборудовали склады…

Это были умнейшие и самые просвещенные люди своего времени, именно они стояли у истоков медицины и других наук.

Человек, о котором я хочу рассказать, был первым гением в истории задолго до Леонардо да Винчи и Ломоносова. Он был архитектором и целителем, писателем и администратором, носил титул правителя Нижнего Египта.

Итак, поехали. Напрягите воображение, и перенесемся вместе в древний Египет, где пески и жара, и благодатный Нил ежегодно разливается, и разлив этот удобряет поля, и дает жизнь всему сущему.

Рабы работают кирками и лопатами, прорывают каналы, и вот все они завидели процессию и бросились ниц, боясь лицезреть достопочтенного Имхотепа, правую руку и визиря самого фараона Джосера.

Двое из рабов не совсем вовремя поклонились, и к ним уже бежал надсмотрщик с кнутом, когда из балдахина высунулась холеная рука самого Имхотепа, украшенная массивным дорогим перстнем с камнем.

- Оставьте! – сказал он, и вышел из носилок. – Что здесь случилось? – спросил визирь.

- О, великий господин! Одна из строительных балок упала на грязного раба и разбила ему голову. Это пустяковое происшествие не достойно Твоего внимания, визирь нашего великого фараона Джосера, да продлят Амон – Ра, Осирис и Изида твои дни.

Рабы до этого пытались помочь тяжело раненному товарищу, но по всему было видно – он не жилец. Тяжелая балка, упав, разбила ему череп, он весь был в крови.

Имхотеп подошел ближе и склонился над рабом. Тонкий нос его брезгливо поморщился от запаха немытых тел рабов и чеснока,

- Принеси мне занавесу – приказал он охраннику.

Охранник побежал к балдахину, вырвал шелковую занавеску.  Визирь подошел к раненому, держа в руках сундучок с целебными мазями, настойками и инструментами.

Имхотеп заметил, что один из рабов держал в руках пузырек с лекарством.

- Что ты делаешь?- спросил визирь.

- О, мой господин, достопочтенный Имхотеп! Я раб Чигар, у себя на родине был лекарем, а сейчас помогаю моему господину Сократусу, лечу его самого и его рабов.

- И что, успешно?

- О, мой господин! У себя на родине я учился у лекаря, умею исцелять раны и переломы, делаю снадобья и мази из лекарственных трав.

Имхотеп внимательно посмотрел на него, и сказал

- Иди вместе со мной. Присоединяйся к моей свите.

- А как же мой господин, ведь он накажет меня?

- С этим я разберусь.

Потом кивнул надсмотрщику.

 -Этот раб поедет со мной. Передашь своему господину, чтоб зашел в храм и спросил меня, он получит плату за раба.

- О, мой господин, как ты скажешь, достопочтенный Имхотеп!

Только что купленный раб занял место в свите визиря, сам хозяин оседлал прекрасного жеребца, и все двинулись в сторону Мемфися, где располагался храм Изиды, в котором Имхотеп устроил бесплатную лечебницу.

Сам жрец, погруженный в свои мысли, казалось, не замечал палящего солнца и дискомфорта верховой езды. И недаром – ведь он был крепок и силен, и аскетическая жизнь храма наложила на него свой отпечаток, и выносливости ему было не занимать.

Рабы привыкли к странным поступкам своего господина. Кроме того, это был тот самый редкий случай, когда они не столько боялись, сколько уважали своего господина.

А еще часто на рынке рабов Имхотеп отбирал тех, кто у себя на Родине занимался строительством или лечением, покупал их за любые деньги, и убедившись в мастерстве зодчего, архитектора, скульптора или лекаря, давал волю, и дальше они ему служили, как наемные работники, и получали очень солидное жалованье.

 

 

 

Часть 2.

Рабов не удивляли причуды господина, и поэтому они безропотно подчинялись ему и выполняли его приказания.

Для начала Имхотеп осмотрел рану и промыл ее отваром, который всегда носил с собой. Затем перевязал чистыми полотнами. Потом рабы перенесли пострадавшего в носилки господина, а ему самому подвели великолепного скакуна. И весь караван великого визиря двинулся в путь.

Так доехали до самой окраины Мемфиса, где и был расположен храм, в котором жил и служил великий визирь.

Имхотеп приказал слугам отнести пострадавшего на носилках в тот зал, где он обрабатывал раны. Там было все для работы, вплоть до чистых полотен и набора ножичков разной величины, которыми пользовался Имхотеп, когда брался за лечение.

- Чигар, если у себя на Родине ты занимался искусством врачевания, то иди со мной и помоги мне.

-Слушаюсь, мой господин.

Пришли другие слуги и рабы, специально для этой цели обученные Имхотепом, и стали все готовить для операции.

Разложили чистые полотна, при помощи специальных щипцов прокалили ножи и зажимы, приготовили настойки и отвары для этого случая.

Зажгли масляные лампы и факелы, подготовили специальный каменный стол и застелили его полотном. Затем надели фартуки и погрузили на стол пострадавшего.

Подошел Имхотеп, предварительно вымыв руки и протерев их лекарственным настоем. Взялся за пострадавшего.

Размотал повязки, осмотрел рану.

Недовольно поморщился. Слишком уж большие повреждения. Проломлен череп, задет мозг, большая кровопотеря.

Имхотеп очистил рану при помощи ножиков, промыл ее особой настойкой, изобретенной им самим, потом зашил нитками, сделанными из бычьих жил.

Рабы следили за пострадавшим, наблюдали за его дыханием.

Когда операция закончилась, визирь тщательно вымыл руки и еще раз осмотрел пострадавшего.

- Честно говоря, я не ожидал, что после такой травмы он выживет. Однако дышит он глубоко и спокойно, и это радует.

Двух вольнонаемых слуг, которые раньше были его рабами, оставил дежурить возле пострадавшего на ночь, и обратился к только что купленному рабу лекарю Чигару

- Мне понравилась твоя расторопность и умение. Смотри и учись, потом я дам тебе вольную и устрою на хорошую работу здесь же, в храме.

- Спасибо, мой господин.

Визирь удалился спать в свои покои в сопровождении рабов, которые несли факелы и лампы с жиром.

Часть 3.

На следующее утро чуть свет Имхотеп был уже на ногах. Через посланного раба справился о здоровье вчерашнего пациента, затем долго молился светлому лику Амон – Ра, потом делал специальные упражнения, которые повышали физическую силу и гибкость суставов, затем обливался холодной водой и чисто мылся.

Наконец в сопровождении раба, несшего шкатулку с папирусами, Имхотеп явился в ту часть храма, где он устроил бесплатную больницу для всех.

Ибо не было для него разницы – раб или свободный человек, богач или нищий – всех лечил он одинаково, ибо светлый лик Амон – Ра светит любому смертному человеку.

Лекарь – визирь отправился навестить больных. И, конечно же, первым делом подошел ко вчерашнему рабу с травмой головы.

Полусонные рабы, которые помогали лекарям, а иногда исполняли их работу, сидели у постели больного, и, увидев своего господина, вскочили

- О, господин, ночь прошла спокойна, у больного был жар. Мы вытирали его прохладной водой с уксусом и по капельке давали того отвара, что ты нам оставил. Сейчас лихорадки нет, дышит спокойно и глубоко – отчитался перед Имхотепом раб.

Визирь подошел ближе, осмотрел больного внимательно.

- Сейчас иду к другим пациентам, а потом займусь этим. Чигар, а ты мне поможешь.

- Слушаю, мой господин.

Так и сделали. Чуть позже, после обеда, Имхотеп подошел, чтоб еще раз осмотреть больного. Температуры не было, перевязка кровоточила, но не сильно. На днях он сам еще раз перевяжет и осмотрит рану, как идет заживление.

Делать прогнозы еще рано, случай очень тяжелый. Это понимал Имхотеп как лекарь из своей практики. Остается надеяться на чудо – и лечить.

На пару дней визирь уехал в провинцию по административным делам, а потом явился в Мемфис и принялся за лечебную практику.

Каково же было его удивление, когда своего самого тяжелого пациента он застал в полном сознании!!! Чигар не отходил от него, кормил легким мясным бульоном. Визирь сделал перевязку и осмотрел рану. Не кровоточило и заживало хорошо.

Теперь начался период восстановления.

Вольные обученные жрецом лекари занялись гимнастикой, массажем и восстановлением всех функций. Особо здесь отличался один китаец, бывший раб, как и остальные, выкупленный Имхотепом. У него были свои особые методики. Долго и интересно рассказывал он про свой монастырь Шао Линь, где обучился искусству войны и врачевания. Бородатые и светлокожие люди Севера захватили его, когда он ехал с караваном шелка, потом привезли на невольничий рынок, и через перекупщиков он и оказался в Египте.

Рассказывал легенды о своем монастыре, как там муштруют молодежь и изучают тайны природы. Р руках безобидного путника обычная сухая трость превращается в грозное оружие, и практически непобедимы бойцы, которые воспитывались в этом чудесном храме, где царила жестокая дисциплина.

Вот и сейчас нажимал китаец на особые, ведомые лишь ему одному, точки, и восстанавливались милы больного.

Имхотепу оставалось лишь удивляться и радоваться, глядя на выздоравливающего больного – и в храме возносить хвалу Амон – Ра.

Оставим Имхотепа в покое, ведь впереди у него много дел. Именно он построил первую в истории пирамиду, был талантливым архитектором и админитстратором, а сейчас только что сделал первую операцию с трепанацией черепа.

Гений его сравним разве что с гением великих Леонардо Да Винчи и Михаила Ломоносова, долгие века его будут почитать как бога врачевания Асклепия.

А мы пожелаем ему удачи в нелегких трудах.

 

 





Категории: