Какие эмоции у вас вызвала эта публикация?

Улыбка
0
Огорчение
0
Палец вверх
0
Палец вниз
0
Аплодирую
0
Рука лицо
0

25.03.2023 - 11:20:43

“Мягкая подводная база «Зонтик»”


(Из моего архива)

 

Летом, в хорошую погоду дайверам (туристам, ихтиологам, геологам, биологам, археологам, зоологам, экологам, спелеологам, спортсменам и т.д.) можно жить на берегу, в палатках. А если зима и сильные морозы? Тогда установить палатку на промёрзшей земле сложно, да и жить в палатках не комфортно.

Конечно, в армии у солдат есть, утеплённые палатки  с печками-буржуйками, электрогенераторами, но для дайверов это сложно и дорого. Всё равно водолазам надо выходить из палатки на мороз и идти к морю. А на морозе лёгочный автомат дыхательного аппарата замерзает, химпоглотитель СО2 не работает, да и гидрокомбинезон становится жёстким, неудобным.

А если ветер, и море постоянно штормит? Тогда выходить на берег опасно, да и заходить в воду тоже. Но выход есть. Нужно установить в море подводную базу на глубине порядка 10 - 15м и жить в ней. Условия проживания в базе могут быть весьма комфортными. В штормовую погоду на глубине 10 и более метров базу будет лишь слегка покачивать. Кроме того, в базу можно подниматься с весьма больших глубин, используя её для декомпрессии.

Для установки базы водолазы, придя на катере в район подводных работ, измеряют глубину места (15 – 20м), устанавливают реле давления базы на 5 – 7м выше и сбрасывают базу в воду.

База погружается (имея отрицательную плавучесть), якорем вниз и на нужной глубине якорь автоматически выстреливается в грунт.

 

Конструкция подводной базы типа «Зонтик». На рис. 1 – база в сложенном виде и на рис. 2 - в рабочем состоянии.

Цифрами на рисунках обозначены: 1 – прочный ствол;  2 – нижний фланец; 3 – верхний фланец; 4 – якорь-гарпун; 5 - раздвижные спицы; 6 – поворотные шарниры; 7 – ткань купола базы; 8 – входной тубус; 9 – стальной якорьтрос, уложен петлями вдоль ствола (см. мою статью "Якорь-гарпун"); 10 – шток якоря; 11 – свободный конец стального троса; 12 – стопор троса; 13 – антенна гидроакустического маяка и станции ЗПС; 14 – реле давления; 15 – ручной травящий клапан; 16 - выключатель электропитания; 17 – светодиодные светильники; 18 – пульт управления приборами базы (с розеткой для подзарядки аккумулятора); 19 – контейнер жизнеобеспечения; 20 – аккумулятор; 21 – заряд ВВ.

 

Водолазы опускаются на грунт рядом с базой и начинают её установку (подробнее см. в моей книге «Подводный туризм»). Далее они выгружают обеспечивающий контейнер 19 (рис. 2), и шланг от него вставляют во входной тубус базы. Затем открывают вентиль подачи воздуха из баллонов ВВД и заполняют базу воздухом.

После постановки база приобретает положительную плавучесть (порядка 16-и тонн) и натягивает якорьтрос. Водолазы заходят в базу, и подключают её приборы (свет, гидроакустику, электрогрелку) к обеспечивающему контейнеру 19.

Конечно, в холодной воде в базе будет холодно, но можно сделать её стенки и дно двухслойным (как надувной матрац), тогда теплоизоляция улучшится, и грелка сможет нагреть воздух до комфортной температуры.

Контейнер с запасами пищи, воды и тёплой одежды разгружают под водой, при этом всё это должно быть упаковано в герметичные мешки.


Обеспечивающий контейнер 19 позволяет снабжать базу чистым воздухом и электроэнергией в течении 5 - 7 суток. Далее его нужно заменять на новый. Но если взять с собой обеспечивающий контейнер, качающий воздух с поверхности и производящий электроэнергию с помощью мотор-генератора, то автономность базы существенно возрастёт (рис. 3).


Рис. 3. Контейнер жизнеобеспечения.

 

Цифрами на рисунке обозначены: 1 – контейнер; 2 – трос; 3 – база; 4 – всасывающий шланг; 5 – поплавок воздухозаборника с трубкой; 6 – шланг для удаления выхлопных газов; 7 – шланг подачи воздуха и электроэнергии в базу.

Из контейнера к подводной базе идёт воздушный шланг и электропровод. Внутрь базы они заводятся через входной тубус 8. Таким образом, в базу постоянно поступает свежий воздух с поверхности, а старый воздух уходит вниз и удаляется через отверстие во входном тубусе. Единственная опасность предложенного способа жизнеобеспечения это возможный навал какого-нибудь судна на поплавок 5 или разрыв шланга 4  винтами. Поэтому целесообразно на воздухозаборнике 5 установить проблесковый огонь.

Кроме того, контейнер жизнеобеспечения на рис. 3 имеет радиостанцию и антенну. Таким образом, у базы есть постоянная связь с берегом, а если использовать подводный обеспечивающий  контейнер 19 на рис. 2, то связь с берегом можно осуществлять только через всплывающий радио-гидроакустический буй.

Можно попробовать и другой вариант жизнеобеспечения - экстрагировать воздух из морской воды с помощью селективных мембран, предложенный в книге автора "Мой подводный мир". Возможность экстрагирования проверена автором (есть протоколы эксперимента).

Наличие контейнера жизнеобеспечения, качающего воздух с поверхности (имеющего запас  400 - 500л бензина) и производящего электроэнергию с помощью мотор-генератора, позволит жить в базе несколько недель, ежедневно выходя на поиски затонувших судов или других предметов.

И ещё одно преимущество жизни под водой, в базе – из неё можно погружаться на глубины до 40 – 60м и не боятся кессонной болезни при подъёме в базу. Точное время пребывания на больших глубинах может определить врач-физиолог по специальным таблицам декомпрессии. Чем глубже расположена база, тем больших глубин можно достичь.


 





Категории: