15.02.2020 - 11:44:54
“Суждение 6. О том, кто ”смертью смерть попрал”...”
Суждение 6. О том, кто ”смертью смерть попрал”...
17 февраля 2020 г., в понедельник,
исполняется ровно 420 лет со дня казни итальянского философа-пантеиста (принцип - “Бог и Природа тождественны”;
написал свыше 40 книг, включая ”О
бесконечности, Вселенной и мирах”, ”Изгнание
торжествующего зверя”, ”О причине,
начале и едином” и др., которые в 1603 г. были внесены церковью в ”Индекс запрещенных книг” и оставались в
нем почти 350 лет, до 1948 г.),
поэта (философские сонеты), критика и
противника традиционной геоцентрической модели мира и антропоцентризма,
признанных христианской церковью научным фундаментом религиозного
мировоззрения, сторонника и пропагандиста новой, гелиоцентрической системы мира
Коперника, автора радикальной идеи о бесконечной Вселенной и множественности
обитаемых в ней звездных миров, подобных солнечной системе, беглого священника-доминиканца (в 17 лет стал послушником доминиканского
монастыря в Неаполе, в 24 года рукоположен в священники, а в 27 лет, будучи
обвиненным собратьями в чтении запрещенных книг и ереси, бежал на север Италии,
а позже в Европу – Швейцарию, Францию, Англию, Германию) и доктора теологии
(в 26 лет защитил диссертацию по трудам
Фомы Аквинского, соединившего теологию с аристотелизмом), мужественного
борца за свободу мысли, слова и научного знания, смелого критика пороков и
идеологии католической, кальвинистской и лютеранской церквей, а также нелепых
библейских догм, 52-летнего Джордано Бруно (Нола, близ Неаполя, 1548-1600, Рим).
Его казнили после 8 лет заточения
в тюрьмах вначале венецианской, а затем римской инквизиции, по приговору папского
трибуна (решению суда “святой
инквизиции”, одобренного папой Климентом VIII) как “нераскаявшегося грешника и
неисправимого еретика”. За неделю до казни он был лишен сана священника,
отлучен от церкви и перемещен в светскую темницу для приведения приговора в
действие (церковь в подобных случаях
всегда предусмотрительно “умывала руки”, оставляя “грязную работу” светским
властям, причем с лицемерной мольбой к ним “обойтись с осужденным милостиво и без пролития крови”, что означало
сожжение, утопление, повешение или замуровывание заживо). Казнь через
сожжение на костре состоялась на рассвете 17 февраля 1600 г., в четверг, в “вечном
городе”, в Риме, на левом берегу Тибра, на Площади Цветов (Кампо деи Фьоре). Один из свидетелей казни отмечал, что Бруно “встретил смерть, не выказав страха, и, когда
перед ним поставили изображение Распятого [Христа], бросил на него беглый взгляд
и отвел глаза в другую сторону”. Другой свидетель, католический кардинал, смаковал
и злорадничал: “Так он был сожжен,
погибнув жалкой смертью; думаю - отправился теперь в другие миры, что сам
понавыдумал себе, возвестить там, как обычно расправляются римляне с
нечестивцами и богохульными людьми”.
Позже, спустя десятилетия и столетия,
католическая церковь неоднократно открещивалась от этого своего преступления (одного из бесчисленного множества других
преступлений против свободо- , инако- и здавомыслия, против естественного права
каждого человека на жизнь), заявляя, что был сожжен не живой Бруно, а якобы
лишь его деревянный образ. До сих пор большая часть документов, имеющих
отношение к процессу над Бруно, хранится в подвалах Ватикана и недоступна
историкам-исследователям. Идя по следам Бруно и другого приверженца учения
Коперника о гелиоцентрической системе мира – Галилео Галилея (1564-1642), церковь осудила в 1616 г. учение Коперника, а
в 1633 г.
ее новым, пожизненным “узником инквизиции” (под
домашним арестом и пристальным наблюдением иезуитов) от философии и науки
стал и сам ослепший Галилей. Впрочем,
это совсем другая история...Но, если в 1992 г. , спустя 360 лет, церковь признала свое
заблуждение и ошибку относительно Коперника и Галилея, то Джордано Бруно останется,
видимо, ее непрощенной жертвой до конца времен (или до встречи землян с инопланетянами, которые подтвердят правоту
Бруно о множественности обитаемых миров во Вселенной).
Читателям, желающим углубить свои
знания о Джордано Бруно, его мире, его жизни, астрономических и философских
идеях, а также “посмертной жизни” в памяти людей и трудах новых философов и
ученых, рекомендую прочесть мою работу “Смертью смерть поправ”, а также
связанные с нею работы “Идея геоцентризма, или история величайшего
заблуждения человечества” и “Идея гелиоцентризма, или история преодоления
величайшего заблуждения человечества”.
Минск, 15
февраля 2020 г.,
Гуртовцев А.Л.
Категории: