Экономические кризисы в России на протяжении десятилетий были удачными для международных игроков рынка сетевого маркетинга. Однако вскоре после начала военной операции, Oriflame и Herbalife решили приостановить работу в регионе
Фото: Damian Dovarganes / AP
Во вторник, 22 марта, шведский косметический гигант Oriflame объявил, что приостанавливает инвестиции на российском рынке, в связи с операционными и юридическими сложностями. Компания временно прекратит инвестировать в маркетинг, проведение тренингов и мероприятий и закроет доступ к онлайн-покупкам для незарегистрированных покупателей. За десять дней до этого о закрытии всех российских центров продаж уведомил американский производитель специализированного питания Herbalife Nutrition.
Обе компании крупные игроки MLM-рынка (от multi-level marketing, рынок сетевого маркетинга). В топ-100 специализированного издания Direct Selling, News Herbalife, с выручкой $5,5 млрд в 2020 году находится на третьем месте, а Oriflame на 13-м.
Как выглядит мировой рынок прямых продаж
По оценке World Federation of Direct Selling Associates (Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж — WFDSA), за 2020 год совокупный мировой оборот компаний, работающих по такой модели, составил $179,3 млрд, рост рынка год к году составил 2,3%.
Четыре крупнейших рынка сетевого маркетинга: США (c долей 22%), Китай (11%), Германия (10%) и Корея (10%). Россия находится во второй десятке мировых рынков, с продажами $2,2 млрд. В деятельность компаний сетевого маркетинга вовлечены, по данным Ассоциации прямых продаж, около 3,6 млн россиян.
Чем известны Herbalife и Oriflame
Что говорят распространители Herbalife и Oriflame
Консультанты в комментариях официального телеграм-канала Oriflame сообщают, что обычные покупатели не смогут покупать их продукцию на сайте, но смогут продолжать заказывать у представителей по ценам каталога. «Работаем! С конференциями, банкетами и с классическим маркетинг-планом. С 1998 года так работаем. На такой базе люди осознанные приходят, а лишние плюшки только расхолаживают», — пишет один из них.
Один из сотрудников Herbalife заявил РБК, что работа в компании «не просто продажа, а образ жизни»: «Многие люди сюда приходят просто похудеть, а в итоге находят друзей и семью».
Какая позиция у конкурентов
В косметической компании Avon Products сообщили, что продолжают производство и продажи в России. «Мы считаем это важным шагом в поддержку женщин, чье благополучие напрямую зависит от бизнеса с Avon, и считаем, что ограничение доступа к продаже товаров окажет крайне негативное влияние на женщин и детей», — сообщил представитель компании.
В российской Greenway Global (специализируется на прямых продажах эко-продукции для дома) отмечают, что во время кризиса на рынке труда люди открыты к альтернативным способам заработка. «Мир всего три недели живет в новых условиях, а мы уже видим первую статистику — попробовать свои силы в сетевом готовы все больше людей», — сообщила представитель компании Наталья Тихомирова. Компания также готова пригласить к себе дистрибьюторов Herbalife.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.