Какие эмоции у вас вызвала эта новость?

Улыбка
0
Огорчение
0
Палец вверх
0
Палец вниз
0
Аплодирую
0
Рука лицо
0
©

“«Спроси меня как»: факты о приостановивших работу Herbalife и Oriflame”

Экономические кризисы в России на протяжении десятилетий были удачными для международных игроков рынка сетевого маркетинга. Однако вскоре после начала военной операции, Oriflame и Herbalife решили приостановить работу в регионе

Фото: Damian Dovarganes / AP

Во вторник, 22 марта, шведский косметический гигант Oriflame объявил, что приостанавливает инвестиции на российском рынке, в связи с операционными и юридическими сложностями. Компания временно прекратит инвестировать в маркетинг, проведение тренингов и мероприятий и закроет доступ к онлайн-покупкам для незарегистрированных покупателей. За десять дней до этого о закрытии всех российских центров продаж уведомил американский производитель специализированного питания Herbalife Nutrition.

Обе компании крупные игроки MLM-рынка (от multi-level marketing, рынок сетевого маркетинга). В топ-100 специализированного издания Direct Selling, News Herbalife, с выручкой $5,5 млрд в 2020 году находится на третьем месте, а Oriflame на 13-м.

Как выглядит мировой рынок прямых продаж

По оценке World Federation of Direct Selling Associates (Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж — WFDSA), за 2020 год совокупный мировой оборот компаний, работающих по такой модели, составил $179,3 млрд, рост рынка год к году составил 2,3%.

Четыре крупнейших рынка сетевого маркетинга: США (c долей 22%), Китай (11%), Германия (10%) и Корея (10%). Россия находится во второй десятке мировых рынков, с продажами $2,2 млрд. В деятельность компаний сетевого маркетинга вовлечены, по данным Ассоциации прямых продаж, около 3,6 млн россиян.

Чем известны Herbalife и Oriflame

  • Herbalife Nutrition была основана Марком Хьюзом в 1980 году, он хотел создать безопасную диетическую программу с использованием растительных препаратов. Мать Хьюза умерла от случайной передозировки препаратов для снижения веса.
  • В 1984 году из-за жалоб потребителей к компании появились первые серьезные претензии со стороны американских федеральных властей. Основные спорные моменты, связанные с маркировкой и агрессивным продвижением от властей штата Калифорния удалось урегулировать, кроме того компания заплатила штрафы на общую сумму около $850 тыс.
  • В России Herbalife появился в 1991 году, но официальное представительство открыла только в 1995-м. По состоянию на февраль 2022 года в числе активных распространителей ее продукции были 44 тыс. человек. Выручка «дочки» Herbalife в России (ООО«Гербалайф интернешнл РС») в 2020 году составила 11,63 млрд руб., а чистая прибыль — 551,3 млн руб.
  • В течение пяти лет, с конца 2012 по 2018 годы, Herbalife была предметом спора владельцев крупных американских хеджфондов. Управляющий хеджфонда Pershing Square Capital Management Билл Экман утверждал, что сможет довести стоимость бумаг компании, которую считал «финансовой пирамидой», до нуля, но проиграл это пари.
  • Бизнес-консультантом и бренд-амбассадором Herbalife была экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт, продукцию также рекламировал футболист Криштиану Роналду.
  • Шведская Oriflame обосновалась в России в 1992 году. Компания работает в 60 странах и ведет продажи через независимых дистрибуторов, которых у нее, по собственным данным, 3 млн человек по всему миру.
  • В 2020 году Россия была самым большим рынком компании. Согласно ее годовому отчету, доля выручки косметического производителя в России достигла 15,6% от общих продаж, которые составили около €1,2 млрд.
  • В 2007 году компания открыла первый завод по производству помад в Подмосковье, позднее Oriflame перенесла свои мощности в производственно-логистический комплекс в подмосковном Ногинске. Предприятие и участок купила за €36 млн X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»),
  • В 2015 году Oriflame проиграла в московском арбитраже спор с ФНС, после того как налоговики доначислили ей 537 млн руб. налогов и пени за отчисления роялти в пользу материнской компании. В юридической и бизнес среде дело Oriflame считается прецедентом, так как вызывало опасение, что дочерние компании не смогут вычитать все расходы, которые они несут в пользу материнской компании и в группе компаний.

Что говорят распространители Herbalife и Oriflame

Консультанты в комментариях официального телеграм-канала Oriflame сообщают, что обычные покупатели не смогут покупать их продукцию на сайте, но смогут продолжать заказывать у представителей по ценам каталога. «Работаем! С конференциями, банкетами и с классическим маркетинг-планом. С 1998 года так работаем. На такой базе люди осознанные приходят, а лишние плюшки только расхолаживают», — пишет один из них.

Один из сотрудников Herbalife заявил РБК, что работа в компании «не просто продажа, а образ жизни»: «Многие люди сюда приходят просто похудеть, а в итоге находят друзей и семью».

Какая позиция у конкурентов

В косметической компании Avon Products сообщили, что продолжают производство и продажи в России. «Мы считаем это важным шагом в поддержку женщин, чье благополучие напрямую зависит от бизнеса с Avon, и считаем, что ограничение доступа к продаже товаров окажет крайне негативное влияние на женщин и детей», — сообщил представитель компании.

В российской Greenway Global (специализируется на прямых продажах эко-продукции для дома) отмечают, что во время кризиса на рынке труда люди открыты к альтернативным способам заработка. «Мир всего три недели живет в новых условиях, а мы уже видим первую статистику — попробовать свои силы в сетевом готовы все больше людей», — сообщила представитель компании Наталья Тихомирова. Компания также готова пригласить к себе дистрибьюторов Herbalife.

Источник

Читайте также