Фото: Олимпия Орлова/electrotheatre.ru
Оркестра мы здесь не услышим, вместо него — синтезатор. Впрочем, привычного академического вокала тоже ждать не приходится, как и классических декораций (вместо них на сцене две скамьи и визуальная проекция на стенах). Вся постановка неразрывно связана с компьютерными технологиями, что следует из приставки «кибер-» к фамилии Солнца русской поэзии. Сам жанр digital-опера тоже говорит нам о цифровизации оперных традиций. Перед нами generative art, суть которого — активное сочетание компьютерных технологий с искусством, используется специальная система, которая реагирует на малейшее изменение звука и тут же меняет параметры изображения. За визуал постановки отвечали художник Юлия Шереметова и Илья Дерзаев, медиахудожник и программист. Он же занимался аппаратной реализацией выставки цифрового искусства Mystic Universe в пространстве ArtPlay, а также арт-спектаклей Samskara, Adastra, Снежная Королева в Куполе при Театре Стаса Намина в Парке Горького в сотрудничестве с Fulldome.pro.
На сцене тишина и тьма, единственный, кого видно, — это музыкант (а по ощущениям— диджей), который стоит над сценой за своим пультом. Это Виталий Лабутин, он же режиссер постановки, он же композитор и немножко рэпер. Не покидает ощущение нахождения в ночном клубе — темнота, визуальное оформление сцены, да и сама музыка.
Зрительскому вниманию — сказка в тринадцати треках, рассказанная через призму электронной музыки самых разных жанров при участии искусственного интеллекта Алисы (ее голос слышен аж дважды). Появляется Царица-мать-невеста, которая по задумке является еще и бестелесной окружающей действительностью. Это Ева Червоненко — исполнительница, автор либретто и соавтор музыки. Она же и рассказчик. Вокальное повествование заключено в несколько стилей, где отчетливо слышно народное пение (фолк), госпел и другие в сопровождении chill-rave бита, который местами граничит с drum’n’bass. Внешность, статичность и музыкальное сопровождение пения героини непрестанно напоминает Диву Плавалагуну из «Пятого элемента», но на русский манер (разумеется, за счет кокошника).
Фото: Олимпия Орлова/electrotheatre.ru
Вместе с Царицей историю рассказывают еще два исполнителя, Федор Кокорев и Лейли Шихалива, которые то и дело образовывают завораживающие дуэты, трио (а иногда и квартеты вместе с диджеем-рэпером). За внешним эффектом все же прослеживается пушкинский сказочный сюжет «Сказки о царе Салтане». Дань великому поэту отдали еще и посредством визуальных эффектов: в начале и в конце постановки зрители видят активное движение кириллицы, из которой затем вырастает речь исполнителей. Выглядит как метафора на создание Пушкиным современного русского литературного языка.
Надо сказать, что «Кибер-Пушкин» — не единственная театральная работа режиссера Виталия Лабутина. Есть еще «В стеклах витрин» (совместно с театром "Балет Москва") и спектакль по мотивам бесед с Ya-GPT «Давай придумаем» для Yandex Cloud.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.