Эпиграфом к песне «Ложный стыд», написанной для Пугачевой тандемом топовых авторов — композитором Андреем Мисиным и поэтом Михаилом Гуцериевым, — могли бы стать строчки из другого Аллиного шлягера более чем тридцатилетней давности: «Ах, как поется мне сегодня! Вот как! Никто и не ожидал!».
Что правда, то правда — Пугачева не растеряла, а, наоборот, придала свежий импульс своей фирменной способности удивлять неожиданностями и вгонять в оторопь парадоксальными комбинациями изящных пальцев и рук, не говоря уже о выразительных глазах, зеркале ее бездонной души, а также взмахах ресниц, обрамляющих это зеркало бездонности изящной рамой в простом стиле шедевр. А уж как откроет рот…
Теперь уже пятью песнями за менее чем три месяца Алла не только напела материала на половину полноценного альбома, но и ответила высокохудожественным образом всем, кому не терпелось, а некоторым и чесалось услышать от нее «каких-то слов». Простые слова, видимо, быстро наскучили Пугачевой. Всё, что хотела, она сказала — без суеты, дозированно, по делу, немногословно, но предельно точно. Россыпь вышла жемчужной, но редкой. Не оратор, не спикер, не сатир, хотя если захочет, то может. Ее стихия — «Гамлета безумие страстей», изложенных не разговорной речью, а песенной строкой, куплетом, припевом. Здесь она мастерица мастериц и нет ей равных.
Вот она и пошла — песенными строчками, вокальными акцентами да театральными приемами вколачивать гвозди и расставлять маяки. И обожатели, и хулители, затаив дыхание, принялись внимать — одни от души наслаждаясь, другие по методичкам морщась, но все искали потаенные смыслы, кротами докапывались до «подлинной» сути. У Пугачевой ведь как: если «эй, вы там, наверху, не топочите как слоны», то публика в последнюю очередь грешит на разгульных соседей квартирой выше…
В новейшей пронзительной (а что у АП не пронзительно?) балладной лирике — «Не Беспокойся за Меня», «Береги Себя», «Я Плачу» — слушатели трепетали не только от романтики образов и глубины чувств, но открывали те самые «вдоль дороги маяки», расставленные героиней, считывали месседжи, адресованные не только формальному визави. И словно на Туринской плащанице проступали тайные очертания, а личностные переживания обретали «силу высоты» масштаба Послания Граду и Миру. Так же как и в беззаботной, на первый взгляд, танцевально-разудалой «Жизнь слишком хороша, чтобы страдать»…
Андрей Мисин о сотрудничестве с Пугачевой: редко, но метко.
* * *
Поэт Михаил Гуцериев, автор текста, особенно отмечает «потенциал этой песни». Композитор Андрей Мисин со своей стороны добавляет: «Ложный стыд» — песня в ограниченном звуковом диапазоне, но зато с очень большой подачей исповеди женщины». Впрочем, исповедальность строк («По кусочкам память греет биографию мою» и др.) не стала помехой сугубо музыкальному бомбометанию, учиненному в шесть рук — авторами песни и ее исполнительницей. Композитор и создатель аранжировки Мисин, кажется, сам опешил от результата: «Песня взрывает драм’н’бэйсом. Поначалу я предложил такой вариант лишь как набросок, а он стал главной краской, в чем-то даже неожиданно для меня, на этом настояла Алла. Получилась самая, если так можно сказать, модная штучка из тех песен, что Пугачева выпустила к юбилею. Артист так и должен отмечать свои даты».
Пугачева давно подступалась к этой вещи (музыка была написана года четыре назад), а сейчас, стало быть, созрела. Так и объяснила: «Побалуюсь, попою». Побаловалась всласть и на славу. Вышло в итоге все по-пугачевски: «модняк» сел на нее как влитой. Так же как это было, собственно, и раньше с «рискованными» экспериментами вроде «Белой панамы», «Алло», «Позови меня с собой» и других.
Мисин поясняет: «Диапазон этой песни ложится на тот голос, которым Алла сейчас владеет, это важно для органики любой песни». И добавляет: «Ее профессиональный взгляд изменился, судя по тем песням, которые она делает, он стал другим». Но другое, особенно в случае с Пугачевой, всегда интересно, оттого захватывает еще больше. С этой песней Алла не сомневалась изначально: «Круто! — говорит. — Я это спою». Но, как объясняет композитор, «начался коронавирус, потом нынешняя ситуация, и все затормозилось».
Слава богу, теперь, кажется, растормозилось. Андрей Мисин — один из самых интеллектуальных и эстетских композиторов, дебютный альбом которого «Чужой» в 80-е гг. вошел в золотой фонд современной музыки, желанный автор для любого исполнителя. Его талант украшает репертуар звезд первой величины (Валерий Леонтьев, Кристина Орбакайте, Григорий Лепс, Александр Буйнов, Валерия и др.). В случае с Пугачевой он особенно ценит именно экспериментаторский дух их творческих отношений.
— Экспериментировали мы с ней достаточно много, — рассказывает Андрей. — С Галиной Борисовной Волчек (легендарной актрисой и режиссером, возглавлявшей прогрессивный театр «Современник» до своей смерти в 2019 г. — Прим. «ЗД») делали песню «Добраться домой» на сцене театра. Алла решила спеть ее басом, хотя никто так не задумывал. Вышло феноменально. Она экспериментатор, и Кристина у нее научилась экспериментировать — с разными формами, жанрами, песнями. Алла передала ей любовь к экспериментам…
Песня «Ложный стыд» — тоже эксперимент, для восприятия которого, однако, важно понимать, что это не спонтанный импульс, а результат долгой дружбы и сотрудничества.
— Мы всю жизнь в очень хороших, добрых отношениях, — поясняет Мисин. — Хотя (совместных) песен написали достаточно мало, пять или шесть. Не стояло никогда такой задачи. Во-первых, Алла сама очень красиво пишущий человек с большим композиторским талантом. А так… да, были мои песенки, которые она пела. Очень красивая была песня «Ресницы и твои глаза» или «Все уже неважно». Но она их исполняла только в Юрмале на «Новой волне». Просто к пишущим людям я всегда отношусь немного по-другому. Всегда спрашиваю: «Может, чего-то не хватает, может, поэкспериментировать надо?» И так далее. Алле присылал песни — мол, пускай у тебя полежат. Она до сих пор, бывает, говорит: «Че-то я заскучала. Может, откроем папочку «Мисин»?» Так она ее и открывала, когда собиралась на «Новую волну»… Буквально днями я послал ей новую песню — в стиле а-ля Эрик Клэптон, практически Tears and Heaven. Если мы ее замутим, то будет очень красиво. Алла уже и название придумала — «Серенада».
Однако, как признался Мисин, есть в их творческом шкафу один скелет:
— У Аллы лежит роскошнейшая песня, которую мы с поэтом Кареном Кавалеряном написали еще 27 лет назад. Я ей говорю: «Спой ее, пожалуйста!». Там удивительный припев: «Заведи свои часы, старый часовщик, заведи свои часы хоть еще на миг»… Алла периодически говорит: «Не отбирайте у меня эту песню, я точно знаю, что спою, когда придет время». И недавно говорит: сделай мне набросок в такой-то тональности. Время этой песни для нее пришло! Вот сижу, потихоньку собираю эту песню. Если она сейчас ее споет, это будет очень красиво, мелодично и вовремя. Она всегда понимает, что делает. Это самое главное! Пугачеву не надо списывать со счетов, а те, кто списали, сильно промахнулись, она еще может удивить очень многим…
Михаил Гуцериев: «Напишу текст на музыку Пугачевой с огромным удовольствием».
* * *
Разумеется, «ЗД» не могла оставить в стороне от обсуждения оглушительной драм-н-бэйсовой премьеры автора текста, поэта Михаила Гуцериева. В багаже у поэта и певицы это не первая песня, но именно «Ложный стыд» поэт считает высшим на сегодня достижением их совместного творчества.
— То, что мы делали с ней раньше (хиты «Не звони» и «Тянет сердце руки». — Прим. «ЗД»), были большие песни, которые набрали миллионы и миллионы просмотров, их слушают люди, их исполняют. Но «Ложный стыд», написанная на стихи десятилетней давности «Осень под ногами на подошве», — большая, зрелая песня о серьезных чувствах. Голос Пугачевой, манера подачи, аранжировка и само исполнение донесли то, что мы с композитором Андреем Мисиным хотели сказать. Это песня о любви, о сложных человеческих отношениях между мужчиной и женщиной, о разочаровании — «ты пронесся, словно ветер, мимо нежности моей» — и о силе любви, способной это разочарование преодолеть. Хорошая песня, и Алла Борисовна смогла ее сделать на сто процентов. Все шло по нарастающей и пришло к самой лучшей, на мой взгляд, нашей совместной работе. Спасибо ей за это большое! Надеюсь, следующая будет еще лучше…
Михаил Гуцериев считает также, что «любое произведение, любая песня, которая исходит от Пугачевой, честь для любого автора, поскольку она основоположник нашей современной эстрадной песни, музыки, поэзии. Ее жизненный опыт, понятие музыки в этом плане уникальны и бесценны». В качестве примера поэт привел произведения не только спетые, но и написанные Пугачевой: «Вспомните песню «Приглашение на закат» с прекрасной музыкой Игоря Крутого, где Алла Борисовна автор пронзительных слов; или «Ленинград, Ленинград» на стихи Осипа Мандельштама, где она автор совершенно проникновенной музыки. Она и как поэт, и как композитор, и как музыкант, конечно, выдающийся человек. Суммируя, можно сказать: великий артист».
Напрашивался логичный вопрос не только об исполнении, но и о возможном соавторстве поэта с Пугачевой-композитором. «Я буду счастлив, если такой контакт случится, — с энтузиазмом отметил Михаил Гуцериев, — и я напишу текст на музыку Пугачевой с огромным удовольствием. Я бы хотел, чтобы в жизни рядом со мной была такая великая женщина!».
С этой мечтой о жизни рядом с ней Алла Пугачева, отринув «ложный стыд» залихватским модным битом, оставила вместе с поэтом Гуцериевым и композитором Мисиным еще и внушительную часть народонаселения, до сих пор принимающую каждую новинку от Женщины, которая поет, на ура, если судить по почтовой статистике хит-парада «ЗД». Так что майское обновление чартов, похоже, неизбежно…
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.