Какие эмоции у вас вызвала эта новость?

Улыбка
11
Огорчение
2
Палец вверх
17
Палец вниз
4
Аплодирую
17
Рука лицо
10
©

“Страсти по Туминасу: вокруг имени бывшего худрука Вахтанговского театра не утихают споры”

Что и говорить, литовец Римас Туминас, получивший руководство театром из рук великого русского артиста Михаила Ульянова, оставил заметный след в истории современного русского театра, вписав яркую страницу в его историю своими спектаклями большой формы. Его неожиданное прочтение Чехова, Пушкина, Толстого заново открывало классиков двум поколениям россиян, а русский драматический театр — миру. О Туминасе, раскрывшем свой талант именно в России и именно на русском литературном материале, заговорили сначала в Москве, а затем и в мире, отмечая масштабность его постановок, особую интонацию, острое чувство той грани, что разделяет трагедию с комедией, и виртуозное балансирование между этими жанровыми полюсами. Его спектакли, показанные на фестивалях или гастролях в США, Израиле, Франции, в Китае, Канаде, Италии, неизменно сопровождал огромный успех.

— Никогда не забуду гастроли «Евгения Онегина» в США, — вспоминает директор Театра Вахтангова Кирилл Крок. — После того как сначала на первой полосе «Нью-Йорк Таймс» был напечатан снимок Татьяны, танцующей с медведем, а после первого показа уже на 8-й полосе, освещающей события культуры, вышла огромная комплиментарная статья о России, о ее театральном искусстве, в которой было написано: «Кто еще не купил билеты, срочно рекомендуем пойти и посмотреть — это надо видеть», — в один день все билеты на оставшиеся пять спектаклей были распроданы.

Безусловный успех Мастера; но здесь стоит признать, что Туминас как режиссер мирового театра состоялся во многом благодаря России и русскому репертуарному театру, а именно Театру Вахтангова, который он возглавлял почти 15 лет. Именно здесь, когда он начал работать с блистательной труппой театра, ставить спектакли и эти спектакли получили мировое признание, пробил его звездный час. Даже в «Современнике», где еще при Галине Волчек состоялся его российский дебют (спектакль «Играем Шиллера!..»), такого не было. Вершины художественной самобытности и творческого признания он достиг именно в Театре Вахтангова. Не случайно до сих пор его называют российским режиссером, потому как и по своему рождению (мать — русская), и по школе (окончил ГИТИС, курс Иосифа Туманова) он человек российский.

— Римас Владимирович для многих из нас Учитель, Мастер, — говорит народная артистка России Мария Аронова. — И взлет нашего театра, его сегодняшняя слава во многом связаны с его именем. И за это мы ему бесконечно признательны и благодарны.

— Римас считал себя частью русской театральной традиции и школы, был ярым сторонником репертуарного режиссерского художественного театра (а в те годы активно обсуждался отказ от репертуарного театра в пользу проектного, директорского), — говорит народный артист России, ректор Театрального института им. Щукина Евгений Князев. — Его спектакли вновь пробудили интерес к современному прочтению произведений Чехова, Пушкина, Толстого. И он любил Россию. Когда мы были на гастролях в 2014 году в США со спектаклем «Улыбнись нам, Господи», украинские националисты стояли возле Сити-центра, где работал театр, и требовали запретить показы русского спектакля в Нью-Йорке, а зрителей призывали не ходить на него. Почему? Потому что такие «недостойные», с их точки зрения, артисты, как Князев, Гуськов и директор Крок подписали письмо, что Крым — это русская земля.

Так вот, на пресс-конференции, проходившей в Национальной библиотеке Нью-Йорка во время гастролей, люди, уже тогда начавшие атаку на Туминаса, спросили его: «А вам не стыдно работать на путинский режим?» И тогда Мастер не побоялся ответить: «Я не вижу ничего плохого в том, что вы называете путинским режимом. Огромной страной можно и нужно управлять достаточно жестко. Но поскольку в России я занимаюсь театром, то скажу вам, что так, как в России поддерживаются театр и культура, они не поддерживаются нигде в мире. И даже в моей родной Литве». Как мне кажется, это было яркое проявление человеческих качеств Римаса и его уважения к России. Поэтому мы чтим его память, чтим его вклад в развитие Вахтанговского театра, отечественную театральную традицию, в русскую культуру. И для нас именно такой Римас Владимирович — истинный художник, режиссер и человек. Хотя, как и всякий человек, он ошибался, что порой для него самого было губительно. Но, еще раз, он не был врагом России, каким его пытаются представить.

Источник

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.

Читайте также