Фото: mythgallery.art
«Глазки закрывай, а то я сейчас возьму иголку с ниткой и зашью их», — читаем мы на нижнем ярусе арт-объекта Ульяны Ёлкиной «В слоях страхов». Он посвящен детским тревогам, которые больше похожи на страшилки из сказки про злого дракона. Верхний ярус, украшенный тканевыми свечами, рассмотреть сложно, но автор поясняет, что там страхи более реалистичны. Например, боязнь новых морщин или неотвратимой смерти. Так или иначе то, что кажется белым и пушистым, по факту вскрывает самые потаенные ужасы и фобии. Каждый объект на выставке — в каком-то смысле психотерапия и рефлексия.
Своеобразным эпиграфом становится следующая работа, расположенная напротив страшного торта, — «Конец конца света, или Фокус лажи» Данилы Полякова представляет собой некий парадокс, когда неудача создает эффект, предвосхищающий успех. На прозрачной ткани нашиты аппликации с забавными фигурами, вокруг которых раскиданы туфли и уши кролика. Такое ощущение, что перед нами цирк. Собственно, работа представляет собой «безупречный фокус», когда ошибка неожиданно приводит к отличному результату.
Впрочем, не все работы, как у Данилы и Ульяны, имеют большой масштаб. В качестве квеста зрителям предлагается искать маленькие вкрапления, вышитые гладью Сашей Брауловым. Небольшие вышивки питерский художник обычно оставляет на заборах и стенах родного города. То есть это стрит-арт, а точнее — уличная арт-интервенция. Но в данном случае его работы раскиданы по всем этажам выставки. Например, можно увидеть изображение мальчишки с надписью «Ну фоткай уже» или мальчика, висящего на стволе, с текстом рядом: «Спасите, помогите».
Самые известные работы принадлежат лидеру объединения «Новые художники» Тимуру Новикову, который скончался двадцать лет назад и был одним из первопроходцев концептуальной вышивки конца XX века. Среди них, например, панно на шелковой ткани с черным домиком и елками, подписанное «Дом в лесу. Тимур. 1989.». Работа классика соседствует со свежей инсталляцией Елены Шаргановой под названием «Терриконы памяти» в виде подсвеченного изнутри объемного кафтана, символизирующего ее родной городок Нелидово. Он представлен как город-сад: внутри кафтана растет высокая зеленая крапива.
Фото: mythgallery.art
Варвара Гранкова на одном из этажей галереи создала целую Солнечную систему. Каждая планета сплетена из десятков вещей и напоминает клубки — их тут можно катать. А Солнцем в этой Галактике становится собственно художник или играющий с планетами зритель. Проект исследует макро- и микрокосмос каждого из нас, взаимосвязи людей, которые являются неотъемлемой частью целого, Вселенной даже, если кажется, что ты одинок на своей орбитальной траектории.
На верхнем этаже — концептуальный палаточный город из ковров под названием «Притча». Работа Ирины Кориной и Ольги Божко — это исследование обыденной повседневности и сакральных смыслов. Мы проходим через три комнаты, каждая из которых украшена блестящими плетеными словами: «Мерзко», «Погано», «Будьте добры». Эти ощущения выводят нас в следующий зал, где представлены несколько текстуальных работ художниц. Полина Серафимова на белой ткани вышивает бисером строки из старинной чувашской песни: узор орнамента исторически служил оберегом и ворожбой. Не случайно заклинание сливается в единый белый цвет, так что защитные слова прочитать крайне сложно.
Рядом с ее работой — серия художницы, которая выступает под псевдонимом Кутя. Ее вышивки сделаны на видавших виды полотенцах, которые она долго использовала в домашнем хозяйстве. На одном из них вместе с вышивками вплетены еще и старые фотографии, которые Кутя нашла буквально на помойке. Есть и советские снимки неизвестных людей, поверх которых девушка сделала серые стежки так, что лица молодоженов исчезли. А в центре — полотенце с узорчатой красной надписью «Пассивное сопротивление». «Эта фраза отсылает к идеям Ганди, который считал, что всегда можно мир сделать лучше ненасильственным путем. Просто делай добро и помогай людям. Моя работа об этом», — поясняет Кутя свое произведение.
В общей сложности на выставке собраны десятки работ 39 художников, которые объединяет феномен реабилитации техник и методов, долгое время считавшихся ремесленными. Если вспомнить историю, то в советское время декоративное искусство в 60–70-е вдруг из прикладного превратилось в высокое, сложно сшитое смысловое искусство. И вот теперь концептуальный текстиль вновь в тренде. Только за последний год было несколько больших проектов в Москве, которые это доказывают. И нынешний, под названием «Нити», — тому очередное подтверждение.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.