Фото: Пресс-служба музея
Тут сошлось все: время, место, а главное, любимая тема — Италия — искусствоведческий интерес директора музея западного искусства. «Идея такой выставки пришла еще год назад, когда выяснилось, что нет большого проекта на главную ось, — рассказывает Елизавета. — Тогда замдиректора по науке Илья Доронченков предложил проект, который готовился еще до ковида для Эрмитажа». Пушкинский взялся за эту идею. Мне и моим сокураторам — Максиму Атаянцу, Василию Успенскому, Александру Кононову — удалось на стыке наших интересов создать цельный образ Рима».
Кураторский маршрут начинается от мраморной лестницы с большой картой Рима. Рядом — интерактивный элемент, то есть цифровой план устройства Рима, и, если нажимать на сенсорный экран, можно рассмотреть каждый фрагмент в деталях. После рассказа об устройстве города направляемся в небольшое пространство с названием «Картина Рима», где представлена живопись, отражающая еще один феномен — римскую городскую ведуту. Этот жанр западноевропейской живописи и графики с документальной точностью изображает городской ландшафт. «Римская городская ведута в свою очередь, извините за столь грубое сравнение, оплодотворила художников всей Европы. После нее стала появляться венецианская, парижская, лондонская, московская, петербургская и так далее. Ведуты никогда не писались с натуры, они писались с гравюр, в том числе с тех, которые мы сегодня будем внимательно смотреть», — объясняет Елизавета.
Центральное место в выставочном пространстве занимает картина Бернардо Беллотто, прозванного Каналетто, — «Пьяцца Навона в Риме» 1769 года — ее для выставки предоставил Нижегородский художественный музей. «Ведуты довольно быстро превратились из просто пейзажных или архитектурных работ в жанровые, например, как тут, — говорит Елизавета, указывая на центральное произведение в зале. — Здесь изображен конкретный праздник — Festa della Navicella, в переводе — «Праздник лодочки». Когда в августе пьяцца Навона была затоплена, вода доходила приблизительно до середины голени.
Фото: Пресс-служба музея
От ведуты Бернардо лучиками распространяются другие живописные ведуты, к примеру, «Пьяцца Ротонда с видом на Пантеон» 1769 года, но уже из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Здесь куратор уточняет — ведута написана с ошибкой, потому что «обелиск раз в пять ниже, чем он изображен на картине».
В колоннаде по обе стороны лестницы расположили гравюры, и они как раз стали основным элементом экспозиции. Почти все офорты из личного собрания Максима Атаянца, датированные разными периодами: с одной стороны «Пиранези — летописец вечности», а напротив уже «XVIII век. Город эпохи Grand Tour». Джованни Баттиста Пиранези — главный художник ведуты в истории Рима. Его изображения города до сих пор считаются каноническими. Серия его работ «Виды Рима» стала делом жизни художника: ее он создавал с 27 и до последних дней жизни. В серию вошло 135 листов, но в экспозиции представлена лишь часть, к примеру, «Вид Пьяцца ди Спанья» (1750 год) и «Вид Пьяцца ди Монте Кавалло» того же года. Этот блок выставки выглядит достаточно интересно — тяжелые мраморные стены хорошо отражают мелкую технику монохромных офортов. Освещение приглушенное, но его достаточно, чтобы ознакомиться с произведениями.
И вот наконец главное пространство выставки — Белый зал, самый светлый и величественный. Здесь все начинается с блока «XVI век. Город руин», дальше «Говорящие камни» и «Жизнь среди руин», а потом вновь новая точка отсчета — «Стройка ренессанса». От нее начинается «Преображение Рима», где нужно остановиться, чтобы рассмотреть «Обелиски и колонны». Тут представлен любопытный экспонат из собрания Максима Атаянца — «Изображение способа перевозки обелиска, в просторечии называемого иглой, из отдаленного места за церковью Сан-Пьетро на площадь напротив главных врат той же церкви», начерченный Натале Бонифачио по рисунку Джованни Гуэрры и Доменико Фонтаны. Лист из издания Яна Блау «Зрелище итальянских городов и достопримечательностей. Часть вторая» 1586 (оттиск 1663).
Фото: Пресс-служба музея
А вот любимый экспонат Елизаветы Лихачевой — книга Фонтаны из библиотеки Петра I, которую на выставку предоставила библиотека Российской академии наук из Санкт-Петербурга. «Когда я писала свою научную работу, я работала с копией, а оригинал в руках никогда не держала, поэтому для меня это очень личная и важная история», — говорит Елизавета. В этом же зале также представлена историческая графика, изображающая различные планы, виды, ландшафты, здания Рима, и, конечно, все дополняется подлинниками античности из мрамора и бронзы из фонда самого ГМИИ. Монеты с архитектурными изображениями Рима также из собрания музея.
Из Белого зала направляемся к Grand Tour XVIII века и Италии, которая для многих людей с севера когда-то была мечтой. Тут так же, как на колоннаде напротив, размещены офорты Франческо Пиранези, но уже в акварельном оформлении. Показ близится к финалу. «Мы подходим к универсальности Рима, которая рождается в отражении англичан, немцев и русских людей, приезжавших и видевших Рим», — говорит Елизавета Лихачева.
Фото: Пресс-служба музея
«Вечный Рим» — блок с финальной картой, офортом Джузеппе Вази, изображающих панораму великого города 1751 года. Этот вид фиксировали все, кто приезжал сюда в XVIII веке, потому что холм Яникул считался лучшей видовой точкой Рима. Выставка наполнена любовью и, как отмечает Елизавета Лихачева, «неуловимым ощущением Вечного города». Выставка собрала более 150 экспонатов — гравюру, живопись, скульптуру, бронзу. «Кто хорошо видел Италию, и особенно Рим, тот никогда больше не будет совсем несчастным», — цитатой из Гёте завершила кураторский показ Елизавета Лихачева.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.