Какие эмоции у вас вызвала эта новость?

Улыбка
21
Огорчение
3
Палец вверх
16
Палец вниз
1
Аплодирую
15
Рука лицо
8
©

“Выдающийся театральный режиссер Лев Додин отмечает 80-летие”

Фото: mdt-dodin.ru

Он родился во время войны в Сибири, в нынешнем Новокузнецке, а тогда Сталинске. С  13- ти лет увлекся сценой, поступил  в ленинградский Театр юношеского творчества, а затем окончил Ленинградский театральный институт, где вместе с Натальей Теняковой и  Леонидом Мозговым учился у выдающегося театрального педагога Бориса Зона.

Додин начинал на телевидении и в ленинградском ТЮЗе его золотой поры, где работал с  Зиновием Корогодским и Вениамином Фильштинским. В  1972 году он поставил  там свой первый самостоятельный  спектакль «Свои люди – сочтемся». Затем работал в разных театрах, и его легендарными работами стали «Кроткая» в БДТ и МХАТе с Олегом Борисовым в главной роли,  «Господа Головлевы»  с Иннокентием Смоктуновским во МХАТе.

Первая постановка в Малом драматическом театре — «Разбойник» Чапека — состоялась в 1974 году, затем вышел «Дом» по прозе Федора Абрамова.  В  1983-м Лев Додин  стал главным режиссером МДТ, а в 2002 -м – его художественным  руководителем и директором.  На этой сцене он поставил свой самый знаменитый спектакль «Братья и сестры». 

По инициативе президента Союза Театров Европы Джорджо Стрелера в 1998 году  Малый драматический театр  становится Театром Европы, наряду с парижским Одеоном и миланским Пикколо Театром, а сам Лев Додин — членом Генеральной Ассамблеи Союза Театров Европы, а позднее и его почетным президентом.

Он ставил  в Ла Скала, Театре Бастилия, Нидерландской опере, осуществил проект на Зальцбургском фестивале, не раз становился лауреатом «Золотой маски», награжден театральной премией Лоуренса Оливье и высшей европейской  премией «Европа — Театру». 

Многие годы Додин воспитывает актеров и режиссеров в Российском государственном институте сценических искусств, где заведует кафедрой режиссуры. Его выпускники потом пополняют труппу МДТ. 

В последние годы немало печальных событий обрушилось на прославленный театр. В мае 2023-го пришлось приостановить свою деятельность, поскольку  Роскомнадзор выявил нарушение санитарных норм и квалифицировал это  как угрозу жизни и здоровью актеров и зрителей. Спектакли «Гамлет» и «Коварство и любовь» с участием Данилы Козловского пришлось отменить. Появились слухи, что Льву Додину  предписано  его уволить из-за позиции по поводу событий в стране. В итоге  Козловский сам взял длительный отпуск.  

Только за последние годы  в Москве было показано несколько спектаклей в постановке Додина, и они поразили новизной и свежестью. 

Чеховскую «Чайку» он серьезно купировал, отказавшись от части персонажей, оставив  семь вместо тринадцати. Кто-то произносил текст из другой чеховской пьесы. И это уже второе обращение к пьесе в МДТ. Если раньше чеховские герои  пересаживались на велосипеды, а Аркадину играла жена Додина – Татьяна Шестакова, то теперь они качались в лодках, а Аркадину неожиданно сыграла Елизавета Боярская. Додин любит воду и когда-то выпустил  «Пьесу без названия» Чехова, «Чевенгур» по Платонову, где актеры плавали в бассейнах прямо на сцене. А потом бассейн высох, и появился спектакль «Молли Суини».   

Сергей Курышев произносит в «Чайке» слова: «Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно», и зритель словно чувствует это кожей. Чеховский текст у Додина буквален и чист как стекло.  

Над «Братьями Карамазовыми»  он  работал четыре года. У кого еще хватит на это сил в наше время? Из романа Достоевского Додин опять извлек семерых героев и сделал «кино без склеек», где одно отзывается в другом.   

Когда в 2019-м Лев Додин приезжал в Москву с «Гамлетом», разговор со зрителями после спектакля завершившейся за полночь. Было о чем поговорить и о чем спросить. «Гамлет» тоже рождался долго, и как всегда у Додина был сопряжен с глубоким погружением в контекст прошлого и настоящего.  И тогда Додин многое перекроил в тексте Шекспира, передав реплики главного героя  другим персонажам.   

В театре была и есть такая практика — выезжала куда-то при рождении спектаклей. Это была и абрамовская деревня, и Гамбург в период цветения вишни, когда важно было прочувствовать  нюансы «Вишневого сада», чтобы артисты, как говорил Додин, не играли то, чего не знают. Репетируя «Жизнь и судьбу», они ездили в Освенцим,  ночевали там в бараках, чтобы потом передать зрителям свои  ощущения.    

Источник

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.

Читайте также