Посетители, находящиеся во внутреннем дворе мечети Куват-уль-Ислам, сразу же заметят внушительную железную колонну высотой 7,2 метра и весом в шесть тонн с декоративным навершием, которая даже старше комплекса, рассказывает CNN.
Примечательно, что колонна в настоящее время сохранилась в первозданном виде, как и в день ее изготовления, несмотря ни на возраст, ни на неблагоприятные условия окружающей среды, включая высокие температуры в индийской столице и растущее загрязнение окружающей среды. Удивительная устойчивость сооружения, построенного в 5 веке, продолжает восхищать путешественников и по сей день.
Как правило, конструкции из железа и его сплавов, подверженные воздействию воздуха или влаги, со временем окисляются, покрываясь ржавчиной, если только они не защищены, как Эйфелева башня, слоями специальной краски. Ученые как в Индии, так и за рубежом начали изучать железную колонну в Дели в 1912 году, чтобы попытаться выяснить, почему она не подверглась коррозии, отмечает CNN.
Только в 2003 году эксперты из Индийского технологического института (IIT) в северном городе Канпур раскрыли тайну, опубликовав ответ в журнале Current Science.
Ученые обнаружили, что колонна, изготовленная в основном из кованого железа, имеет высокое содержание фосфора (около 1%) и не содержит серы и магния, в отличие от современного железа. Кроме того, древние мастера использовали технику, называемую “кузнечной сваркой”.
Это означает, что они нагревали и ковали железо, сохраняя высокое содержание фосфора, что является необычным методом в современной практике.
Археолог-металлург Р. Баласубраманьям, автор отчета, рассказал, что этот нетрадиционный подход способствовал долговечности столба.
По его словам, на поверхности столба также был обнаружен тонкий слой “мисавита”, соединения железа, кислорода и водорода. Этот слой образуется каталитическим путем благодаря высокому содержанию фосфора в железе и отсутствию извести, что еще больше повышает долговечность столба.
Баласубраманьям похвалил металлургов за их изобретательность, назвав колонну “живым свидетельством древнего металлургического мастерства Индии”.
О долговечности сооружения свидетельствуют исторические свидетельства, в том числе инцидент, произошедший в 18 веке, когда пушечное ядро, выпущенное в колонну, как сообщается, не смогло пробить ее, продемонстрировав впечатляющую прочность этого древнего памятника.
Сегодня этот столб служит эмблемой таких научных организаций, как Национальная металлургическая лаборатория и Индийский институт металлов, отмечает CNN.
Помимо металлургической интриги, происхождение железного столба также покрыто тайной. Согласно одному широко распространенному сообщению, оно восходит к империи Гуптов, в частности, к правлению Чандрагупты II, также известного как Викрамадитья, примерно в 4-5 веках.
Согласно этой легенде, колонна была установлена в храме Варах в пещерах Удаягири, недалеко от Видиши в штате Мадхья-Прадеш, как памятник победы, посвященный индуистскому божеству Господу Вишну. Говорят, что когда-то на его вершине стояла статуя Гаруды, мифического орла Вишну, хотя эта фигура была утрачена для истории.
Другая теория, выдвинутая активистом движения «Наследие» и педагогом Викрамджитом Сингхом Рупраем, предполагает, что он мог быть куплен Варахамихирой, известным астрономом при дворе короля Викрамадитьи.
“В одной из его книг, ”Сурья сиддханта», подробно описываются методы расчета положения небесных тел, затмений и других астрономических явлений, и считается, что в своих расчетах он использовал высокую колонну, — говорит Викрамджит. – Следовательно, после его переезда из Видиши в Михирапури (ныне Мехраули), где он основал обсерваторию, существует вероятность того, что он привез колонну с собой для дальнейшего использования в своих исследованиях и расчетах”.
Кроме того, некоторые исторические источники приписывают перенос колонны в комплекс Кутб таким известным личностям, как Раджа Анангпал из династии Томар, и мусульманским правителям, таким как Илтутмиш и Кутбуддин Айбек.
Столп также упоминается в произведениях искусства. В эпической поэме “Притхвирадж Расо”, написанной Чандом Бардаи, придворным из династии Чахамана при короле Притхвирадж Чаухане, Железная колонна имеет большое значение.
“Бардай описывает Железную колонну в Расо как гвоздь, удерживающий Землю на копыте Шешнага, царя змей в индуистской мифологии”, — говорит Викрамджит.
Расо рассказывает, как раджа Анангпал пытался вырвать этот гвоздь, несмотря на предупреждения брахманов о страшных последствиях. Когда его вытащили, обнаружив красную основу, которая, как полагают, была кровью Шешнага, началась паника, люди испугались разрушения Земли. Раджа быстро заказал его переустановку, но он не был закреплен должным образом, в результате чего расшатался. Таким образом, Бардаи предполагает, что этот инцидент послужил источником разговорного названия Дели ”Дилли», которое является игрой слов от слова «дхилли», означающего «свободный» на хинди.»
Согласно одной легенде, если вы встанете спиной к колонне и обхватите ее руками так, чтобы ваши пальцы соприкасались друг с другом, ваше желание исполнится – традиция, которая придает колонне духовное значение, выходящее за рамки ее исторической ценности.
Однако Археологическая служба Индии (ASI) обнесла колонну забором, чтобы свести к минимуму воздействие человека, отмечает CNN.
Архитектор по охране окружающей среды и эксперт по наследию Прагья Нагар считает, что колонна прекрасно сохранилась в комплексе, несмотря на снос и реконструкцию его окрестностей на протяжении многих лет.
“Если мы посмотрим на технологию, которая использовалась для создания колонны, с новой точки зрения, помимо простого признания ее древнего происхождения, мы можем обнаружить пути использования аналогичных методов для разработки альтернативных экологически чистых материалов, учитывая вред, наносимый окружающей среде такими процессами, как извлечение металлов, — говорит она CNN. – Крайне важно рассматривать историю не только как реликвии и памятники, которые просто нуждаются в сохранении и восхищении, но и как хранилища традиционных знаний и обычаев коренных народов. Такой целостный подход потенциально может проложить путь к более устойчивому будущему”.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.