Какие эмоции у вас вызвала эта новость?

Улыбка
0
Огорчение
0
Палец вверх
0
Палец вниз
0
Аплодирую
0
Рука лицо
0
©

“Российская межпланетная платформа для «ЭкзоМарс-2022» попала в санкционный плен”

Фото: ru.wikipedia.orgCmglee.

Первый полет на Марс в рамках проекта «ЭкзоМарс» был осуществлен Европейским космическим агентством и Роскосмосом в 2016 году. Наша ракета-носитель «Протон-М» доставила на орбиту Марса орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter (TGO) с двумя российскими научными приборами и европейский посадочный модуль Schiaparelli. Последний разбился при посадке на Красную планету.

Вторая часть «ЭкзоМарса» планировалась на 2018 год, поскольку доступные «окна» для успешного полета на четвертую планету Солнечной системы с точки зрения баллистиков открываются раз в два года. Однако этот запуск дважды переносился: в 2018-м – по причине недоработок, в 2020-м – по причине ковида, и вот теперь проекту помешала спецоперация на Украине… Руководство Европейского космического агентства заявило об этом, спустя несколько дней после начала операции, подчиняясь решению, принятому странами, входящими в ЕКА.

Согласно первоначальному плану, который разрабатывался с 2012 года, российский «Протон-М» должен был запустить на межпланетную траекторию европейский перелетный модуль и российский десантный модуль «Казачок», на котором должны были спуститься на поверхность Марса посадочная платформа и европейский марсоход «Розалинда» (названный в честь британского химика Розалинды Франклин). Задачей миссии было семимесячная работа марсианского ровера на планете по поиску жизни.

И вот европейцы заявили, что «ЭкзоМарс-2022» в сентябре этого года не полетит. Чтобы у вас не сложилось ложного впечатления, о том, что ученые приняли решение сами, без нажима сверху, приведу слова главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина: «Ян Вернер, бывший глава ЕКА, прислал мне СМС, где он крайне переживает в отношении этого решения ЕКА. Он категорически не поддерживает этого. Такая же позиция у моих европейских коллег, которые считают, что это самоубийственное решение ЕКА. При всех деньгах, которые есть у них, и отсутствия санкций, на какой-бы корабль они не пытались бы подсесть, – это минимум шесть лет для возобновления работы».

Российский десантный модуль «Казачок» в Италии.

Для тысяч наших ученых, это тоже — большой откат назад. Но Рогозин их подбодрил, пообещав «повторить» посадочный модуль «Казачок», – «для нас это не составит труда», правда, доставит его на Марс уже не «Протон-М», а ракета-носитель «Ангара». «Нужен ли там некий марсоход, возможно и не нужен, потому что сама посадочная платформа является самостоятельной научно-исследовательской станцией, которой будет достаточно для реализации этой миссии», — добавил глава госкорпорации.

– Если для нас этот отказ — настоящая беда, для европейцев, – это катастрофа, – комментирует произошедшее доктор физико-математических наук, заведующий отделом ядерной планетологии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов. – Ведь они долгие годы создавали свой марсианский ровер, потратив на него около 2 миллиардов долларов. Это втрое больше, чем тратится за год на всю нашу космическую отрасль.

Источник

Читайте также