Какие эмоции у вас вызвала эта новость?

Улыбка
19
Огорчение
8
Палец вверх
21
Палец вниз
2
Аплодирую
26
Рука лицо
3
©

“Ведущие российские ученые-медики поделились самыми яркими воспоминаниями из своей практики”

Выездное заседание РАН в Центре им. Бакулева

Несмотря на то, что в 2013 году РАМН вошла в состав большой Российской академии наук, став самым многочисленным ее отделением (его члены составляют 27 процентов всех членов РАН), академики-медики продолжают отмечать ее дни рождения.

О том, как все начиналось, о славных вехах истории медакадемии рассказал накануне юбилея на торжественном выездном заседании бюро РАН в Институте коронарной и сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева академик-секретарь отделения медицинских наук РАН Владимир Стародубов.

 «Концепция академии медицинских наук родилась в Наркомздраве СССР. У ее истоков стояли нарком здравоохранения Георгий Андреевич Митерев, его заместитель Василий Васильевичи Парин и Николай Нилович Бурденко, – вспомнил «отцов-основателей» академик-секретарь. – Изучив опыт зарубежных медакадемий, они разработали проекты своего Устава и будущей структуры. Постановление  об учреждении Академии медицинских наук было подписано Иосифом Сталиным 30 июня 1944 года. В нее вошли 25 отраслевых институтов, представляющие все основные направления медицины на тот период времени».

Первым президентом АМН СССР стал хирург Николай Бурденко, который в качестве первоочередных задач перед учеными ставил борьбу с эпидемиями, разработку «проблемы движения населения», сокращения детской смертности.

В военный период были проведены крупные исследования в области физиологии и патологии высшей нервной деятельности, хирургии, эпидемиологии. Страна узнала о «звездах» того времени: Петре Анохине, Наталье Бехтеревой, Александре Вишневском, Георгии Сперанском и многих других.

В послевоенное время получило развитие космическая медицина. Ее основателем был академик Василий Парин.

Третий президент АМН СССР Александр Бакулев, который совмещал талант сердечно-сосудистого хирурга и организатора науки, подчеркивал особую роль изучения теоретических вопросов в области физиологии, биохимии, вирусологии. В частности при его руководстве в 1956 году было принято решение о совместном планировании науки «сверху» – Академией и «снизу» – ее головными институтами. Благодаря такому подходу в период его руководства кардиолог Евгений Чазов получил теоретические и клинические данные по лечению сердечно-сосудистых заболеваний фибринолитическими (расщепляющими сгустки крови в сосудах) ферментами. 

Мало кто знает, – привет Илону Маску – но именно в те далекие годы под руководством Натальи Бехтеревой впервые в клинике удалось внедрить электроды в ткань головного мозга для комплексного исследования его функций!

Золотой скальпель, подаренный академику Александру Бакулеву в день его 70-летия в 1960-м году. Недавно родственники ученого передали его из свой коллекции музею Сердечно-сосудистой хирургии Центра им. Бакулева.

Конец XX – начало XXI века ознаменованы сильными работами в области онкологии, в которых блистали академик Николай Блохин, разработчик количественных методов диагностики злокачественных опухолей, Николай Аничков, выявивший закономерности инфекционного процесса.

В 80-е годы Лео Бокерия и Виталий Бухарин внедрили в хирургию сердца метод гипербарической оксигенации, облегчающей насыщение организма кислородом.

За 80 лет многое было сделано медиками нашей страны впервые в мире, и они по-прежнему по многим областям держат пальму первенства. К примеру, в одном только Центре трансплантологии и искусственных органов им. Шумакова, которым сейчас руководит лауреат Госпремии 2024 года академик Сергей Готье, делается в год больше операций по трансплантации органов, чем во всей Европе!

 Отечественная медицинская наука лидирует по многим направлениям. Так по итогам 2023 года лучшей в РАН была признана работа Научного центра исследований и разработки иммунобиологических препаратов имени М.П. Чумакова, где разработали и создали промышленное производство новых вакцин против полиомиелита. В отличие от прежней «живой» вакцины, созданной в  50- годы вирусологом Михаилом Чумаковым, новая – инактивированная. Ее получают путем полного обезвреживания бактерий и вирусов с сохранением их иммуногенных свойств.

 В Центре нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко найден новый подход к лечению глиомы мозга, который основан на ускорении процесса созревания опухолевых клеток с потерей их способности делиться.

  На прошедшем недавно Общем собрании РАН была отмечена пионерская работа Научного центра неврологии по созданию модели «мозг-на-чипе».  Это ни что иное, как цифровой двойник множественных межклеточных ансамблей нашего мозга, на котором ученым легче отрабатывать способы лечения болезней Паркинсона и Альцгеймера, проверять эффективность множества лекарственных средств.

  Нет аналогов в мире и программе реабилитации детей со сложными врожденными пороками сердца, какую разработали и успешно применяют специалисты Центра  им. Бакулева под руководством академика Елены Голуховой. Как мне рассказывала академик, среди различных историй исцеления их пациентов, есть история молодой женщины, которая в детстве была излечена от порока сердца и уже сама родила троих здоровых детишек.

  Говорить о достижениях всегда приятней, чем об ошибках и курьезах, которые, увы, встречаются в работе у всех, и не только на заре карьеры. И порой именно такие драматически окрашенные случаи надолго врезаются в память. Вот откровенные рассказы наших ведущих ученых о таких моментах.

                                                       

                                                      Кость, но не в горле

Источник

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.

Читайте также