Подростковый возраст называют «переходным», в нем одновременно присутствуют черты детства и взрослости. Появляется особое отношение к взрослым, ребенок настаивает на признании равенства прав, снижении степени контроля. Что происходит с организмом в этом возрасте расскажет клинический психолог Любовь Усова.Фото: pixabay.com
Усова Любовь ЕвгеньевнаКлинический психолог, ПатопсихологНейроцентрСтаж: 1 годСпециализируется на диагностике психических процессов, таких как мышление, память, внимание, восприятие, а также эмоционально-личностной сферы. Осуществляет консультационную работу с подростками и взрослыми.Записаться на приём
К психологическим новообразованиям относят: самосознание, чувство взрослости, особенности когнитивной, эмоциональной сфер, формирование временной перспективы. Это проявляется в поверхностном переживании чувств, быстром их возникновении и угасании, замыкании на переживаниях. Это становится основой для импульсивных, необдуманных поступков, а также для чрезмерной фиксации на собственных эмоциях, углубления в аффективные состояния.
Изменения эндокринных процессов, неравномерное развитие желез внутренней секреции определяет во многом психическую сензитивность подростков к жизненным изменениям. Активизация гормонов роста и половых гормонов обусловливает резкие изменения в физическом и физиологическом развитии. Начинает формироваться новый образ физического Я, меняется отношение к собственному телу, гипертрофированно переживаются особенности внешности.
Фото: pixabay.com. Фотография носит иллюстративный характер.
Для успешного прохождения этого периода родителям подростка следует:
Рассогласование между внутренним состоянием его личности может привести к суррогатным формам самореализации, таким как алкоголизация и наркотизация и другим.
Такое поведение выполняет сигнальную и защитную функции. За фасадом злости и безразличия обычно скрываются тревога, страх и печаль. Подростки редко напрямую просят о помощи, гораздо чаще это происходит через альтернативные методы (например, агрессия, самоповреждения). С позиции взрослого нужно дать понять ребенку, что вы готовы к обсуждению его переживаний. Важно проявить уважение к любым эмоциям ребенка и понимать: проблемы, которые взрослому кажутся незначительными, для ребенка могут быть поводом для очень серьезных душевных страданий. Адекватное поведение семьи, поддерживающая позиция родителей могут во многом снизить остроту состояния. Вмешательство специалиста необходимо уже на этапе появления подобных изменений.
Гиперопека, как чрезмерная родительская забота, может быть двух видов: доминирующая и потворствующая. В первом случае присутствует чрезмерный контроль за каждым шагом ребенка с помощью большого количества запретов и постоянным наблюдением за ним. Во втором же случае доводится до высшей точки стремление оградить ребенка от любых жизненных сложностей, а также вознесение его на пьедестал обожания. Такое поведение взрослых ведет к возникновению протестного, девиантного поведения и дальнейшей дезадаптации.
Внимательному родителю будет трудно не заметить, что его ребенок не может самостоятельно справиться со своими переживаниями. Патологические формы протекания кризиса красной нитью задевают все сферы жизни подростка и приводят к социальной дезадаптации.
Вмешательство специалиста необходимо уже на этапе появления аффективных и поведенческих изменений в виде замкнутости, раздражительности, повышенной тревожности.
В подростковом возрасте распространены следующие формы патологического поведения:
Семейная обстановка нередко является причиной кризисной ситуации, провоцирующей ухудшение состояния подростка. Например, частые конфликты, употребление родителями психоактивных веществ, обесценивающее отношение к состоянию подростка приводят его к мыслям о непринятии жизни.
Психосоматические расстройства сопровождаются симптомами вегетативного возбуждения, которые вызывают беспокойство, например, жалобами на усиленное сердцебиение, потливость, тремор и другие симптомы, иногда расцениваемые как проявления вегетососудистой дистонии. Частыми примерами таких расстройств являются головные боли, нарушения сна, приступы гипервентиляции и затруднения дыхания, обмороки, нервная анорексия, булимия, ожирение, энурез, расстройства менструального цикла и др. Практически у всех детей с психосоматическими нарушениями выявляются депрессивные расстройства невротического уровня различной степени интенсивности.
К компьютерной зависимости склонны люди с недостаточным уровнем зрелости волевого компонента, в снижении способности к самоконтролю. Из-за физиологической несформированности нервной системы подростков, они входят в особую группу риска. Эту зависимость, можно рассмотреть, как следствие нарушения в системе вознаграждения. Конфликтные взаимоотношения в семье, проблемы со сверстниками, недостаток положительных впечатлений ведет к снижению уровня дофамина. Вследствие этого недостатка мозг обращается к поиску замещающего действия, которое приносит удовольствие.
К признакам компьютерной зависимости, относятся:
В картину депрессии входит потеря прежних интересов, снижение эмоций, скрытность, молчаливость, фиксация на негативных переживаниях, инверсия режима сна и бодрствования. Жалобы на сниженное настроение, неуспешность в учебе, чувство одиночества, тревогу, низкую самооценку, высокий уровень истощаемости. Раздражительность и вспыльчивость. При наличии одной или нескольких из этих жалоб уже можно обратиться если не к психиатру, то хотя бы к клиническому психологу, который при необходимости рекомендует обратиться к врачу.
Фото: pixabay.com. Фотография носит иллюстративный характер.
На занятиях с психологом программа для каждого случая формируется индивидуально. Психолог может помочь ребенку разобраться в собственных эмоциях, сформировать самопринятие, обучить его навыкам самосовладания и устойчивости в стрессовых ситуациях, В частых случаях индивидуальные занятия у подростков должны сочетаться с семейной психотерапией. Клинический психолог, работая совместно с психиатрами, проводит психологическую коррекцию и психологические консультации, направленные на уменьшение выраженности симптомов психических заболеваний (депрессия, шизофрения, тревожные расстройства, суицидальное поведение и другие) и расстройств личности. Патопсихолог выполняет диагностическую функцию. После этого дается заключение, что определяет выбор дальнейшего лечения подростка врачом-психиатром и сопровождения психологом. Групповая психотерапия применяются для устранения социальной изоляции детей или подростков и помогает им почувствовать, что они не одиноки со своими проблемами.
Нравится ли Вам данная статья?Мне нравится(0)Мне не нравится(0)
Источник
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.