Николай Изволов (справа) и его команда на премьере. Фото — Геннадий Авраменко.
Николай Изволов также представил свой режиссерский дебют «Возвращение Вертова», где подробно рассказал о том, как проходила работа в киноархиве, как поэтапно восстанавливались три картины Дзиги Вертова. Это и «Годовщина революции», считавшаяся утраченной. Она была восстановлена по случайно найденным документам в РГАЛИ в фонде Маяковского. Ее премьера состоялась на Международном фестивале документального кино в Амстердаме. Именно в нее вошла съемка Ленина скрытой камерой в Кремле. Ильич не любил сниматься. Благодаря этим кадрам многие люди по всей стране впервые увидели, как он выглядит. Это и «История Гражданской войны» — тоже грандиозная работа, восстановление которой сопровождалось непредвиденными обстоятельствами. И вот теперь – «Человек с киноаппаратом».
На сцену вышла часть команды: продюсер Оксана Золотова, композитор и звукорежиссер Денис Дронов – совсем еще молодые люди. Вместе с Николаем Изволовым они и сами впервые увидели плоды своего труда на большом экране.
«Это эпохальное событие, – сказал перед показом Николай Изволов. — Впервые в мировой истории будет показан один из самых знаменитых фильмов в оригинальном виде. В мире гуляет много его копий. Все они сделаны не с оригинального исходника. Конечно, только специалист может понять, что именно добавлено в фильм. Ученые тратят годы жизни на то, чтобы восстановить утраченные квадратные сантиметры художественных произведений. Время вносит свои коррективы в сохранность произведения искусства. Время от времени они нуждаются в возрождении».
Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Пресс-служба ММКФ
Коррективы вносит сама жизнь. Новый контекст придает картине Дзиги Вертова неповторимое звучание. Фильм состоит из множества кадров, снятых в Москве и Киеве. Это и отправляющиеся в рейс из Бахметьевского гаража автобусы, и разлетающиеся в разные стороны трамваи на улицах Киева, люди, сидящие в кафе, работающие на предприятиях, маленькая девочка на руках у матери, младенцы в роддоме… Теперь даже их нет на свете, но они навсегда останутся на экране. Огромный охват жизни, и всюду способна проникнуть камера, которую несет на плече человек.
Негатив фильма «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске. Его и отсканировали в процессе восстановления. В Госфильмофонде и некоторых зарубежных архивах хранится позитив. В новейшей версии появились оригинальные вступительные титры, которых никто до этого не видел. И опять все произошло случайно. На одной из выставок киноархива Николай Изволов заметил разницу в титрах – тех, что в существовавших копиях, и вот теперь на фотографиях.
В новейшую версию также вошли кадры, снятые оператором фильма и братом Вертова Михаилом Кауфманом через зеркало в их подлинном виде, как сказал Николай Изволов, правильно ориентированные. Восстановлена и оригинальная музыка, подбор которой контролировал сам Дзига Вертов. Он составлял таблицы с указанием композиторов. Имена многих из них до нас не дошли, но их произведения звучат. Здесь большую работу проделал звукорежиссер Денис Дронов. По всей видимости, говоря современным языком, данный саундтрек звучал в день премьеры 24 апреля 1929 года. Позднее он изменился. Не все произведения в него вошли. Музыка звучит постоянно, сопровождая каждый кадр. Иногда агрессивно, так что хочется мгновений тишины.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.