Какие эмоции у вас вызвала эта новость?

Улыбка
11
Огорчение
9
Палец вверх
13
Палец вниз
3
Аплодирую
23
Рука лицо
1
©

“Визуальную симфонию Юрия Злотникова показали на Крымском Валу”

Серия «Сигнальная система», прежде не выставлявшаяся в полном объеме, стала революционной. Именно с нее начинается история научного и кинетического искусства в России. Так что название цикла — отнюдь не метафора, а вполне научный термин, который Юрий Злотников сформулировал в ходе живописного эксперимента, который проводил с 1957-го по 1962 год. Каждую работу и даже каждое движение он описывал и анализировал, опираясь на труды Ивана Павлова о физиологии, Василия Кандинского о цвете и форме («Точка и линия на плоскости») и Альберта Эйнштейна. Из этих записей сложилась книга, изданная к открытию выставки. Там подробно описано понятие «сигнал», связанное с психофизиологическими реакциями человека на цвет как на раздражитель, что рождает определенные ощущения. Красный — более агрессивный, зеленый — успокоительный, синий — вязкий.

— Юрий Злотников ввел понятие «контрапункт», которое объясняет динамику воздействия элементов разных цветов и форм на человека, — говорит соорганизатор выставки, галерист Сергей Попов. — Этого художника можно поставить в один ряд с учеными своего времени. Правда, его работы было невозможно выставить тогда, в 1960-е, он и не пытался. Его не интересовали деньги или слава, это был интерес исследователя и первооткрывателя. Впервые некоторые работы из этой серии были показаны в 1990–2000-х, но они остались мало замеченными в те шумные годы. Только сейчас мы можем осознать то открытие, которое сделал Злотников много лет назад.

Серия «Сигнальная система» складывается на выставке в визуальную симфонию, которую можно «услышать» на уровне нервных окончаний. Каждый рисунок дышит, пульсирует, звенит. Сначала легко, отдельными «нотами» — тонкими линями и редкими точками. Потом «музыка» становится громче и ритмичнее, наполняясь разнообразными цветами и более насыщенными формами. В середине она напоминает джаз — свободную импровизацию с мажорными нотками. В финале сочинение приходит к логической контрастной коде.

Александр Злотников.

Куратор выставки Ирина Горлова пояснила, что они вместе с наследниками художника, внуками Александром и Андреем, выстроили рисунки в порядке, который показался им наиболее логичным. Злотников, хоть и описал каждую работу детально, никаких распоряжений о последовательности рисунков «Сигнальной системы» не оставил. То есть каждый раз можно складывать его «жесты» в новую сонату. Кстати, в детстве Злотников занимался музыкой, о тональностях и гармонии знал не понаслышке и, очевидно, применил и этот опыт для построения своей теории о сигналах.

— Очевидно, что Злотников в той или иной степени опирался на работы Малевича и Кандинского. Но в то время, когда он работал над циклом, их нельзя было увидеть в открытом доступе. Насколько хорошо он знал русский авангард? — спрашиваю у внука художника Александра Злотникова.

— Дедушка мог видеть работы Малевича и Кандинского, потому что дружил с сотрудниками Третьяковской галереи, они тайно показывали ему то, что хранится в фондах. Впрочем, на него повлияли не только они, он был очень увлечен Сезанном.

Источник

Читайте также